ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4378/2021 от 23.12.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-4378/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 23 декабря 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу лесничего государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарское лесничество» ФИО2 <данные изъяты> на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя прокурора Кобяйского района в отношении лесничего государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарское лесничество» (далее – ГКУ РС(Я) «Сангарское лесничество») ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением главного государственного инспектора Кобяйского района по пожарному надзору ОНД и ПР по Кобяйскому района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – лесничий ГКУ РС(Я) «Сангарское лесничество» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Решением судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 направлено на новое рассмотрение в Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия).

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, лесничий ГКУ РС(Я) «Сангарское лесничество» ФИО2 ставит вопрос об отмене вступившего в законную силу решения судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, приводя доводы об его незаконности. Просит оставить без изменения решение судьи районного суда.

Изучив доводы жалобы лесничего ГКУ РС(Я) «Сангарское лесничество» ФИО2, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей.

По делу установлено, что Сводный план тушения лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) на период пожароопасного сезона 2021 года Главой Республики Саха (Якутия) утвержден 16 марта 2021 года.

Согласно пп. «б» пункта 5 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 18 мая 2011 года в текстовой части сводного плана указывается перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.

В соответствии с подразделами 2,3,4 раздела III Сводного плана определены состав лесопожарных формирований, пожарной техники оборудования, перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены к тушению лесных пожаров.

Прокурор, проверив данные о привлеченных человеческих, технических ресурсах и средствах для тушения указанных лесных пожаров, пришел к выводу о неисполнении ФИО2 подразделов 2,3 раздела III Сводного плана.

Так в частности установлено, что согласно указанных положений в Сангарском лесничестве расположены Кобяйский филиал ГАУ РС (Я) «Акутлесресурс», Сангарское авиаотделение ГБУ «Авиационная охрана лесов РС (Я)».

В составе Кобяйского филиала ГАУ РС (Я) «Якутселресурс» сводным планом предусмотрены силы пожаротушения в количестве 6 человек, а также средства, пожарная техника и оборудования, предназначенные для тушения лесных пожаров, представленные в количестве 2 гусеничных тракторов, 2 трактора колесного, 1 вездехода, 2 легковых машин, 5 лесных плуга, 3 бензопилы, 3 мотопомпы, 1 пожарная емкость, 1 зажигательный аппарат, 30 ранцевых огнетушителей (РЛО), 15 лопат, 5 топоров-мотыг, 11 радиостанций.

Этим же планом предусмотрено в качестве сил пожаротушения 9 человек, 1 лесной плуг, 6 мотопомпы, 1 воздуходувки, 1 зажигательный аппарат, 5 авиационных пожарных емкостей, 1 грузовая машина, 1 легковая машина, 15 ранцевых огнетушителей (РЛО), 25 лопат, 10 радиостанций.

Согласно оперативной информации о лесном пожаре: на ДД.ММ.ГГГГ он обнаружен в указанный день в 10 часов 51 минуту, площадь горения составила 4 га лесная. Начало тушения 18 часов 00 минут. На 18 часов 30 минут на тушении задействованы 6 человек местного населения, из технических средств: 2 транспортных средства, 1 мотопомпа, 6 огнетушителей. Силы лесопожарных формирований не задействованы; на ДД.ММ.ГГГГ он обнаружен в указанный день в 13 часов 18 минут, площадь горения составила 2 га лесная. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут, а также на ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 30 минут тушение не начато, силы, техника и оборудование не задействованы, в результате чего площадь пожара увеличилась до 11 га.

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в лесах на территории Республики Саха (Якутия) введен режим чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров.

Приказом министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) -к от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен лесничим ГКУ РС (Я) «Сангарское лесничество».

По делу установлено, что у ФИО1 имелась объективная возможность для привлечения необходимых сил и средств для тушения указанных пожаров, однако он этого не сделал.

За совершение указанного бездействия лесничий ГКУ РС(Я) «Сангарское лесничество» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, и прекращая производство по делу, судья районного суда указал на то, что лесопожарные формирования на тушении лесных пожаров А и А не привлекались ввиду того, что были задействованы на пожаре А. На лесном пожаре А задействован 1 вездеход, ввиду труднодоступности местности. По лесному пожару А не был назначен руководитель тушения пожара, ввиду отсутствия обученных людей. ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут ФИО1 направил уведомление в <адрес> на сбор в количестве 8 человек по плану тушения. ДД.ММ.ГГГГ от <адрес> было привлечено 2 человека. ДД.ММ.ГГГГ по результатам собрания КЧС решили со всех организаций выделить людей. На лесном пожаре А собрано 6 мобилизованных человек, 1 с лесничества, 2 с лесоохраны. Руководителем тушения пожара назначен ФИО3 23 и ДД.ММ.ГГГГ по лесному пожару А не было вертолета.

Таким образом бездействия лесничего ГКУ РС(Я) «Сангарское лесничество» ФИО1 не установлено.

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) с выводами судьи районного суда не согласился.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Проанализировав обстоятельства дела, а также положения статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) пришел к правильному выводу о том, что судьей районного суда не дана оценка совокупности имеющихся в деле доказательств. Не дана надлежащая оценка действиям ФИО1 по организации тушения лесного пожара на предмет их своевременности и заблаговременной готовности в соответствии со Сводным планом по тушению лесного пожара.

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) правильно указал, что при таких данных вывод судьи районного суда о том, что бездействия ФИО1 не имелось нельзя признать законным и обоснованным.

Выводы судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) изложены с приведением убедительных мотивов принятого решения, и оснований для переоценки правильных выводов судьи, не имеется.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа полноты и всесторонности рассмотрения дела, закрепленного в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о существенном нарушении процессуальных требований, содержащихся в статье 26.11 названного Кодекса.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Поскольку указанные существенные нарушения процессуальных требований не позволили судье районного суда полно и объективно рассмотреть дело, его решение от ДД.ММ.ГГГГ не могло быть признано законным и обоснованным, правомерно отменено в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Направляя дело на новое рассмотрение в районный суд в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в мотивированном решении суждений о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения не высказывал. Поэтому изложенная в судебном решении оценка имеющихся в деле доказательств и обстоятельств дела не свидетельствует об установлении вины привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы ФИО1 не свидетельствуют о нарушении судьей Верховного Суда Республики Саха (Якутия) норм процессуального права, а сводятся к несогласию с оценкой фактических обстоятельств правонарушения, направлены на иную оценку обстоятельств дела. Такие доводы являются позицией заявителя, изложенной в ходе разбирательства в нижестоящих судах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судьями при рассмотрении жалоб, влияли на обоснованность и законность судебных решений, либо опровергали выводы судьи, в связи с чем, не могут служить основанием для удовлетворения данной жалобы.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении лесничего государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарское лесничество» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко