ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4383/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 26 июля 2023 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление врио мирового судьи судебного участка №139, мирового судьи судебного участка № 92 Центрального района г. Красноярска от 20 марта 2023г, решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 25 мая 2023г, вынесенные в отношении <данные изъяты> ФИО1. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ,
установил:
постановлением врио мирового судьи судебного участка №139, мирового судьи судебного участка № 92 Центрального района г. Красноярска от 20 марта 2023г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 25 мая 2023г, <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе заявитель просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы на вступившие в законную силу постановление и решение подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку нормами КоАП РФ такие сроки не установлены.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 2 данного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
В статье 10 Закона N 59-ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ч.1 ст.12 Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Лица, виновные в нарушении Закона N 59-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 15 названного закона).
Основанием для возбуждения и.о. Красноярского природоохранного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностного лица, послужили те обстоятельства, что в результате проведенной проверки по обращению гражданина о нарушении порядка рассмотрения его обращения <данные изъяты> установлено, что коллективное обращение ФИО7 и других лиц о неправомерных действиях <данные изъяты>ФИО8. принято министром экологии и рационального природопользования Красноярского края 23 ноября 2022г на личном приеме. Срок обращения истек 22.12.2022г. Министерством подготовлены и зарегистрированы письменный ответ одному из заявителей, ФИО16 22.12.2022г исх.№, а также письменный ответ без указания адресатов, который направлен другим заявителям, в том числе ФИО9. 30.12.2022г.
Изложенное явилось основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, ответом ФИО1, обращением граждан от 23.11.2022г, карточкой личного приема ФИО10 ответом на обращение от 22.12.222г, направленному ФИО11., ответом о рассмотрении обращения без указания адресатов, направленного согласно списка почтовой корреспонденции гражданам, в том числе ФИО12 30.12.2022г и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах и сомнений не вызывает.
Исследованные судами доказательства объективно свидетельствуют о том, что ответ на обращение, поступившее в Министерство 23.11.2022г, был подготовлен и направлен гражданам за исключением ФИО13. с нарушением установленного законом срока- 30.12.2022г, что свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения.
Из доводов настоящей жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По своей сути доводы жалобы, в том числе о не извещении ФИО1 о составлении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.03.2023г, соблюдении должностным лицом сроков дачи ответа на обращение недоказанности вины ФИО1 в совершении правонарушения, являются аналогичными ранее заявленным, были предметом рассмотрения районного суда, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, субъективное толкование действующего законодательства, правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Вместе с тем, принятые судебные акты подлежат изменению, из объема вмененных ФИО1 нарушений следует исключить указание на отсутствие подтверждения направления ФИО14. ответов на обращение, поступившее 19.12.2022г из прокуратуры Красноярского края, от 11.01.2023г исх№№ и дубликат обращения, поступившего из Шарыповской межрайонной прокуратуры от 20.01.2023г №, поскольку судами указанное нарушение установлено не было. Установление указанного нарушения за пределами срока давности привлечения к ответственности приведет к ухудшению положения лица, привлеченного к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление врио мирового судьи судебного участка № 139, мирового судьи судебного участка № 92 Центрального района г. Красноярска от 20 марта 2023г, решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 25 мая 2023г, вынесенные в отношении <данные изъяты> ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ изменить, из объема вмененных ФИО1 нарушений исключить указание на отсутствие подтверждения направления ФИО15. ответов на обращение, поступившее 19.12.2022г из прокуратуры Красноярского края, от 11.01.2023г исх№№ и дубликат обращения, поступившего из Шарыповской межрайонной прокуратуры от 20.01.2023г № №. В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева