№ 16-4390/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 18 октября 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х. рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 13 Ленинского судебного района г. Севастополя от 5 декабря 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 марта 2023 года, вынесенные в отношении директора государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» (далее – ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя», учреждение) ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 13 Ленинского судебного района г. Севастополя от 5 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 марта 2023 года, директор ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» ФИО1 к административной ответственности) установлена ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Согласно положениям статей 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне (пункт 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 (далее – Порядок)).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (положения пункта 14 названного Порядка).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации (пункты 5, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804).
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, пункта 10 Порядка, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с пунктом 3 Порядка убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
Создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 11 Порядка).
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).
В пункте 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 (далее-Положение №804) определены основные мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Исходя из пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 (далее-Положение №687), организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Как следует из материалов дела, 15 ноября 2022 года в 14 часов 00 минут по адресу: <...>, при проведении выездной проверки в отношении ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» установлено, что директором ФИО1 допущены нарушения требований в области гражданской обороны, предусмотренных изложенными выше актами, а именно:
- наибольшая работающая смена организации не обеспечена защитным сооружением гражданской обороны, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне;
- отсутствуют утвержденные программы курсового обучения личного состава формирований и работников организаций в области гражданской обороны, с учетом особенностей деятельности организации;
- отсутствуют документы, подтверждающие осуществление подготовки личного состава формирований в области гражданской обороны.
- отсутствуют документы, определяющие номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств;
- не накоплены в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Фактические обстоятельства административного правонарушения и виновность привлекаемого лица подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1-2), рапортом должностного лица (л.д.6), актом выездной проверки (л.д.7-11), предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д.12-16) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии директора директором ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» ФИО1 состава административного правонарушения ответственность, за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Утверждения заявителя о том, что у юридического лица отсутствовало необходимое финансирование для соблюдения в полном объеме требований закона об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами индивидуальной защиты, не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
При этом в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», инициатива по выделению бюджетных средств на финансирование обязательных к проведению необходимых мероприятий должна в первую очередь исходить от учреждения, являющегося получателем бюджетных средств.
Вопреки суждению заявителя, с учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения директором ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» ФИО1 публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями законодательства о гражданской обороне.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции вменяемого правонарушения. Порядок и срок давности привлечения названного лица к ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 13 Ленинского судебного района г. Севастополя от 5 декабря 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 марта 2023 года, вынесенные в отношении директора государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела г. Севастополя» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Баянина Т.В. № 5-0702/13/2022
судья районного суда Истягина Н.М. № 12-34/2023
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-4390/2023