Дело № 16-446/2022
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 1 марта 2022 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу защитника ФИО7 по доверенности ФИО6 на вступившее в законную силу постановление заместителя начальника Управления рассмотрения дел и обращений МАДИ ФИО4№ от 30 августа 2018 года, решение заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции – руководителя контрактной службы ФИО5 от 13 сентября 2018 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 ноября 2018 года, решение судьи Московского городского суда от 14 декабря 2018 года, вынесенные в отношении ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Управления рассмотрения дел и обращений МАДИ ФИО4№ от 30 августа 2018 года, ФИО9 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции – руководителем контрактной службы ФИО5 от 13 сентября 2018 года, постановление заместителя начальника Управления рассмотрения дел и обращений МАДИ ФИО4№ от 30 августа 2018 года изменено, заменено в описательной части постановления слова «<данные изъяты>» словами «<данные изъяты>». В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 ноября 2018 года, постановление заместителя начальника Управления рассмотрения дел и обращений МАДИ ФИО4№ от 30 августа 2018 года, решение заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции – руководителя контрактной службы ФИО5 от 13 сентября 2018 года, оставлены без изменения.
Решением судьи Московского городского суда от 14 декабря 2018 года, постановление заместителя начальника Управления рассмотрения дел и обращений МАДИ ФИО4№ от 30 августа 2018 года, решение заместителя начальника Московской административной дорожной инспекции – руководителя контрактной службы ФИО5 от 13 сентября 2018 года, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 ноября 2018 года, оставлены без изменения.
Защитник ФИО11 по доверенности ФИО6 обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вышеуказанных актов за необоснованностью.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8.25 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 28 августа 2018 года в 17 часов 13 минут по адресу: <адрес> транспортное средство «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № принадлежащий ФИО10 было размещено на газоне или иной территории, занятой зеленными насаждениями.
Согласно постановлению должностного лица от 30 августа 2018 года указанное административное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством фотосъемки ПАК "ПМ" (программно-аппаратный комплекс "Помощник Москвы"), свидетельство о поверке действительно до 20 июля 2019 года.
На основании данных, полученных в результате работы названного комплекса, общество привлечено к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями не учтено следующее.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В силу части 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 этого Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 данного Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 названного Кодекса.
В нарушение требований статьи 26.1 указанного Кодекса судебными инстанциями надлежащим образом не проверено, относится ли программно-аппаратный комплекс "Помощник Москвы" к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также достоверно не установлено, функционировал ли указанный комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора).
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В связи с изложенным, решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 ноября 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 14 декабря 2018 года подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Хорошевского районного суда города Москвы.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, учтя при этом разъяснения, содержащиеся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции,
постановил:
решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 13 ноября 2018 года, решение судьи Московского городского суда от 14 декабря 2018 года, состоявшиеся в отношении ФИО12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.25 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Хорошевский районный суд г. Москвы.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов