№ 16-4498/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Челябинск 11 августа 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Смирновой Ольги Викторовны на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чусовского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края, от 25 марта 2022 года, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 03 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела ЗАГС администрации Чусовского городского округа Пермского края Смирновой Ольги Викторовны,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чусовского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края, от 25 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 03 июня 2022 года, Смирнова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Смирнова О.В. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
надлежащим образом уведомлялся о подаче названной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 12 июля 2022 года.
Изучив материалы дела, проверив доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2021 года в отдел ЗАГС администрации Чусовского городского округа обратился . за получением государственной услуги – государственной регистрации расторжения брака, предоставив следующие документы: паспорт гражданина РФ, оригинал решения мирового судьи от 14 сентября 2021 года, чек-ордер об оплате госпошлины. В оказании услуги начальником отдела ЗАГС Смирновой О.В. отказано в тот же день в связи с тем, что государственная регистрация противоречит ст. 32 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица – начальника отдела ЗАГС администрации Чусовского городского округа Пермского края Смирновой О.В. Чусовским городским прокурором Пермского края 01 марта 2022 года дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.
Соглашаясь с наличием оснований для привлечения Смирновой О.В. к административной ответственности, мировой судья и судья городского суда, пришли к выводу о том, что начальником ЗАГС администрации Чусовского городского округа Пермского края нарушен порядок предоставления государственной услуги.
Вместе с тем судьями не было учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из буквального толкования диспозиции правовой нормы, закрепленной в ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения составляет нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ необходимо установить либо наличие нарушения установленного порядка предоставления государственной услуги, либо факт непредоставления государственной услуги заявителю либо ее факт предоставления с нарушением предусмотренных сроков.
Статьей 32 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» по состоянию на 28 декабря 2021 года было установлено, что государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака (статья утратила силу с 30 декабря 2021 года).
В соответствии с п. 1 ст. 35 названного закона (в редакции, действовавшей по состоянию на 28 декабря 2021 года) государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится органом записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них) или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано устно или в письменной форме.
Под местом государственной регистрации любого из актов гражданского состояния понимаются органы ЗАГС, правомочные на осуществление действий по государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния, в том числе и расторжения брака.
Таким образом, как предусмотрено законодателем, государственная регистрация расторжения брака до 30 декабря 2021 года могла быть произведена не любым органом ЗАГС, как в настоящее время, а органом ЗАГС по месту жительства обоих супругов, органом ЗАГС по месту жительства одного из супругов, органом ЗАГС, осуществлявшим государственную регистрацию заключения брака.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон № 5242-1) под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом с содержанием п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации совпадает приведенное выше понятие места жительства, и регистрация лица по месту жительства связывается с обозначением места его постоянного или преимущественного проживания.
Частями 1, 2 статьи 3 Закона № 5242-1 предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
На основании ст. 6 Закона № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Таким образом, должностному лицу, оказывающему предоставление государственной услуги расторжения брака в органе ЗАГС, следует руководствоваться именно вышеприведенными положениями закона в их взаимосвязи.
По смыслу положений ст. 32 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (в редакции, действовавшей по состоянию на 28 декабря 2021 года) не допускается государственная регистрация расторжения брака в органах ЗАГС, не предусмотренных названной статьей. Если гражданин обратился за получением государственной услуги о регистрации расторжения брака в неуполномоченный орган ЗАГС, в государственной регистрации данного акта гражданского состояния должно быть отказано на основании п. 1 ст. 11 указанного закона.
Отказывая в предоставлении государственной регистрации акта гражданского состояния расторжения брака, начальник отдела ЗАГС администрации Чусовского городского округа Пермского края руководствовалась именно вышеназванными положениями закона.
Извещение об отказе в предоставлении государственной услуги № 895 было направлено должностным лицом своевременно, в нем указаны основания отказа с приведением норм, регламентирующих спорные правоотношения.
Вместе с тем, признавая Смирнову О.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 5.63 КоАП РФ, мировой судья неверно применил нормы материального права, не учел положения Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в его взаимосвязи с Законом № 5242-1, в связи с чем обжалуемые судебные акты законными признать нельзя.
В действиях Смирновой О.В. не усматривается нарушения порядка предоставления государственной услуги, незаконного отказа в предоставлении государственной услуги, следовательно, выводы мирового судьи, поддержанные судьей городского суда, о квалификации действий Смирновой О.В. по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ не основаны на законе. Состав указанного административного правонарушения в ее действиях отсутствует.
Выводы судей о том, что административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен предоставить для получения государственной услуги и к которым не отнесены документы, подтверждающие фактическое проживание заявителя, не свидетельствуют о наличии оснований для привлечения Смирновой О.В. к административной ответственности, поскольку Закон № 5242-1 предусматривает обязанность граждан регистрироваться по месту жительства (месту пребывания) и связывает место жительства с местом регистрации. Поскольку документы, подтверждающие регистрацию в г. Чусовом Пермского края по месту жительства или месту пребывания, 28 декабря 2021 года в орган ЗАГС предоставлены не были, постольку с учетом взаимосвязанных положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона № 5242-1 не имеется оснований полагать, что отказ в предоставлении государственной услуги носил заведомо неправомерный характер. Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности выводы судей о виновности Смирновой О.В. в совершении правонарушения нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чусовского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края, от 25 марта 2022 года, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 03 июня 2022 года подлежат отмене.
Производство по делу в отношении Смирновой О.В. необходимо прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представление прокурора об устранение нарушений федерального законодательства от 21 февраля 2022 года, заключение администрации Чусовского городского округа Пермского края о результатах служебной проверки от 16 февраля 2022 года, содержащие выводы о нарушении закона Смирновой О.В., а также разъяснения Комитета ЗАГС Пермского края от 18 декабря 2018 года прекращению производства по делу препятствовать не могут, поскольку суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ); при осуществлении правосудия судьи как носители судебной власти независимы от органов государственной власти и местного самоуправления, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 10, ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чусовского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Чусовского судебного района Пермского края, от 25 марта 2022 года, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 03 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела ЗАГС администрации Чусовского городского округа Пермского края Смирновой Ольги Викторовны, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев