№ 16-4539/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 07 августа 2023 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя начальника Выборгской таможни ФИО7 на вступившие в законную силу постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21.11.2022, решение судьи Ленинградского областного суда от 11.01.2023, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21.11.2022, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 11.01.2023 общество с ограниченной ответственностью «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ» (далее – ООО «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 42588772 рублей 50 копеек. Изъятый товар возвращен ООО «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ» для надлежащего таможенного оформления.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Выборгской таможни ФИО8 выражает несогласие с вышеуказанными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, возвращении дела на новое рассмотрение в Выборгский городской суд Ленинградской области.
ООО «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражений не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Согласно части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 24.10.2021 на таможенный пост многосторонний автомобильный пункт пропуска Торфяновка Выборгской таможни по адресу: Кондратьевская волость, Выборгский район, Ленинградская область, 60 км автодороги «Скандинавия» А-181 (Е18) от города Выборга) из Финляндии на таможенную территорию ЕАЭС прибыло грузовое транспортное средство с государственным регистрационным знаком №, прицеп с государственным регистрационным знаком № с товаром, предназначенным для ООО «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ», которое не задекларировало по установленной форме товары, подлежащие декларированию, при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21.11.2022, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 11.01.2023 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 42588772 рублей 50 копеек. Изъятый товар возвращен ООО «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ» для надлежащего таможенного оформления.
Принимая вышеуказанное постановление судья Выборгского городского суда Ленинградской области, с которым согласился судья Ленинградского областного суда, в постановлении указал, что в целях предупреждения совершения новых правонарушений необходимо назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере 1/2 стоимости товара без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что в данном случае сможет обеспечить достижение целей наказания и выполнение задач законодательства об административных правонарушениях, в том числе защиту личности, общественной безопасности и предупреждение административных правонарушений.
Доводы жалобы должностного лица административного органа о мягкости назначенного административного наказания в виде штрафа не могут быть приняты во внимание.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Вопреки доводам жалобы, представленные материалы свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 42588772 рублей 50 копеек, что составляет ? размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, предусмотренного санкцией части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного ООО «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ» административного наказания несправедливым не имеется.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Учитывая изложенное, постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21.11.2022 и решение судьи Ленинградского областного суда от 11.01.2023, состоявшиеся в отношении ООО «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21.11.2022, решение судьи Ленинградского областного суда от 11.01.2023, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЛЬФА-ИМПЕРИАЛ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Выборгской таможни ФИО9 – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции