ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-4542/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 22 июля 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" Клюевой Ольги Владимировны на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 20 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 11 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" (далее - ООО "Крытый рынок", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 20 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 11 мая 2021 года, ООО "Крытый рынок" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Клюева О.В. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В силу абзаца 1 статьи 3 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 25 июня 2002 года N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела правообладателем земельного участка, кадастровый номер №, является ООО "Крытый рынок".
Собственником части нежилых помещений, расположенных на 1-м этаже здания - объекта культурного наследия федерального значения "Здание Крытого рынка, 1910-1915 гг., арх. ФИО1", расположенного по адресу: <...>, является ООО "Крытый рынок".
Указанное нежилое помещение "Здание Крытого рынка, 1910-1915 гг., арх. ФИО1" согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в список выявленных объектов культурного наследия федерального значения. ООО "Крытый рынок" выдано охранное обязательство от 19 сентября 1997 года.
Согласно решению исполнительного комитета Саратовского областного Совета народных депутатов от 16 января 1986 года N18 "Об утверждении дополнительного перечня памятников истории и культуры г. Саратова, подлежащих государственному учету", расположенное по адресу: <...> и Ванцетти, д.64 здание является объектом культурного наследия регионального значения.
Пунктами 18 и 19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315, предусмотрено, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Правительства Саратовской области от 06 декабря 2018 года N670-П "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало ХХ в." (<...> и Ванцетти 64) утверждены зоны охраны, утвержден режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия; при этом запрещено, в том числе, размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, запрет или ограничение на размещение временных построек и объектов.
В связи с указанными обстоятельствами на земельный участок с кадастровым номером № в ЕГРН внесены сведения об ограничениях на объект недвижимости, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Отделом по контролю и надзору управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области 21 октября 2020 года в 17 часов 00 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению установлено, что в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало ХХ в." произведены работы по размещению объектов некапитального строительства (торговые павильоны, киоски, ларьки) со стороны фасада выходящего на территорию сквера пл. Кирова. Возведение объектов торговли осуществляется на территории земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является ООО "Крытый рынок".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Крытый рынок" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и дальнейшего привлечения Общества к административной ответственности согласно названной норме.
Установленные должностным лицом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, составившим протокол об административном правонарушении, и судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 10-12 т.1), копией предостережения (л.д.16 т.1), копией предписания от 2 ноября 2020 года (л.д.19 т.1), ответом комитета по архитектуре МО «Город Саратов» (л.д.21 т.1), актом осмотра с фототаблицей (л.д.22-30 т.1), копией задания на проведение мероприятий по контролю (л.31 т.1), копией охранного обязательства (л.д.32-35 т.1), выпиской из ЕГРН (л.д.50-52 т.1), паспортом объекта культурного наследия (л.д.57-61т.1), копией постановления об утверждении зон охраны объекта культурного наследия (л.д.62-94 т.1) и другими доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ООО "Крытый рынок" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы протокол по делу об административном правонарушении от 11 декабря 2020 года составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в нем указано, в том числе, время совершения административного правонарушения - день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Довод жалобы о ненадлежащем уведомлении Общества о составлении протокола об административном правонарушении подлежит отклонению.
Уведомление от 2 ноября 2020 года о составлении протокола было направлено Обществу 6 ноября 2020 года и вручено 10 ноября 2020 года (л.д.13-14).
На составление протокола представитель Общества не явился.
Составление протокола об административном правонарушении в 17 часов 11 декабря 2020 года не повлекло нарушение прав Общества. Обстоятельства его составления выяснены судебными инстанциями с учетом пояснений, данных должностным лицом административного органа.
Системный анализ положений статьи 25.4 и статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как видно из материалов настоящего дела, соответствующие процессуальные действия были осуществлены должностным лицом административного органа при наличии данных, свидетельствующих о получении Обществом извещения о времени и месте составления протокола.
Копия протокола об административном правонарушении направлена Обществу 14 декабря 2020 года и вручена 17 декабря 2020 года (л.д.4,5 т.1).
Таким образом, из материалов дела и пояснений консультанта ФИО6 судами установлено соответствие последовательности выполнения установленных в законе действий должностного лица.
Мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 22 июня 2002 года N 73-ФЗ (действовавшим на период выявленного правонарушения) проведено должностными лицами Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области на основании задания заместителя начальника этого органа охраны объектов культурного наследия от 20 октября 2020 года N 37 (л.д.31 т.1).
Выдача означенного задания по указанному основанию согласуется с положениями пункта 2 Порядка выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, утвержденного приказом Управления от 10 ноября 2015 года N 30/1, в соответствии с которым основанием для оформления задания на проведение мероприятий по контролю может являться информация о фактах, свидетельствующих о нарушении требований, установленных законодательством в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Результатом осуществления мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия в рамках Федерального закона от 22 июня 2002 года N 73-ФЗ является соответствующий акт осмотра выявленного объекта культурного наследия.
Вопреки доводам жалобы к мероприятиям по контролю в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 22 июня 2002 года N 73-ФЗ относится и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия, которое предусматривает, помимо прочего, проверку зон охраны объектов культурного наследия.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств виновности Общества во вменяемом правонарушении также были предметом проверки предыдущих судебных инстанций.
На момент проведения 21 октября 2020 года мероприятий по контролю выявлен факт размещения объектов некапитального строительства (торговые павильоны, киоски, ларьки) со стороны фасада выходящего на территорию сквера пл. Кирова. Возведение объектов торговли осуществляется на территории земельного участка с кадастровым номером №, правообладателем которого является ООО "Крытый рынок".
В соответствии с описанием границ зон охраны указанный земельный участок, правообладателем которого является Общество, находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия, в отношении которой установлены особые режимы использования земель и градостроительные регламенты, предусматривающие ряд запретов и ограничений по использованию таких земельных участков и находящихся на них объектов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 34 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 73-ФЗ, содержащая понятия каждой зоны охраны объекта культурного наследия, предусматривает ограничения для свободного усмотрения правообладателей при использовании принадлежащих им земельных участков, входящих в одну из зон охраны. Указанные ограничения устанавливаются, в том числе для соблюдения прав граждан Российской Федерации, которым гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 73-ФЗ).
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные заявителем в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы являлись предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.
Постановление о привлечении ООО "Крытый рынок" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 20 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 11 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Клюевой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова