ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4564/2022 от 17.08.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4564/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 17 августа 2022 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Гойдина Д.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области от 21 ноября 2021 г. и решение судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 25 января 2022 г., вынесенные в отношении заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области Гойдина Д.В. (далее – Гойдин Д.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области от 21 ноября 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 25 января 2022 г., заместитель начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области Гойдин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Гойдин Д.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, просит производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию 4 к указанной норме под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

Как следует из материалов дела, контрольно-счетной палатой Шебекинского городского округа Белгородской области на основании распоряжения руководителя от 10 июня 2021 г. № 18 в период с 13 июля 2021 г. по 12 августа 2021 г. в отношении комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области проведено контрольное мероприятие: «Проверка выполнения функций главного администратора бюджетных средств комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа за 2020 год», в рамках которого установлено следующее.

1 марта 2019 г. между комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области и муниципальным казенным учреждением «Центр бухгалтерского учета» заключено соглашение № 22 об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета.

Согласно пункту 3.3.2 указанного соглашения, комитет муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области обязан обеспечить достоверность данных, содержащихся в первичных учетных документах, для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учет арендных отношений осуществляется работниками отделов управления муниципальными земельными ресурсами и контролю за использованием земельных ресурсов с применением программного продукта «БАРС-Аренда имущества».

При проверке сведений о начислениях и оплате по арендной плате за земельные участки за 2020 год из программного комплекса, комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области выборочно представлено 37 договоров аренды на земельные участки, к ним расчеты по арендной плате за период с 1 января 2020 г. по 20 июня 2020 г. на бумажных носителях.

Контроль, организация и ведение реестра договоров аренды земельных участков, разработка и предоставление в установленном порядке прогнозных данных о поступлении средств от арендной платы за земельные участки, возложена на заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области Гойдина Д.В.

Реестры по списанию доходов будущих периодов по договорам аренды земельных участков в текущем году, реестры уменьшаемых доходов будущих периодов при расторжении договора аренды, ежемесячно направлялись в муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета» для признания доходов будущих периодов по данным бухгалтерского учета главного администратора бюджетных средств, за подписью Гойдина Д.В.

Из 37 проверенных договоров аренды на земельные участки, 13 договоров на момент проверки расторгнуты в силу окончания срока действия договора или по другим законным основаниям. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по расчетам с контрагентами по данным договорам аренды (13 шт.) имеются остатки по Дт счета 205.23 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами», на котором отражаются начисления предстоящих доходов. Остатки начисленных доходов будущих периодов на конец 2020 года по данным договорам составляют рублей. В связи с тем, что договоры аренды расторгнуты, то по счету 205.23 по состоянию на 31 декабря 2020 г. должна быть отражена сумма основного долга на дату расторжения договоров аренды в размере рублей. Отклонение составило рублей. Данная сумма нашла отражение в отчете комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области за 2020 г. по форме 0503130 «Баланс», что составило 1,86% искажения данных в годовой отчетности главного администратора бюджетных средств при итоговом значении актива баланса рублей, что квалифицируется как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области Гойдина Д.В. к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 сентября 2021 г. (т. 1 л.д. 1-4); должностной инструкцией от 31 марта 2020 г. № 117 (т. 1 л.д.5-10); выпиской из акта от 13 августа 2021 г. № 13 (т. 1 л.д. 28-30); соглашением об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета от 1 марта 2019 г. (т. 1 л.д. 32-38), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии указанного должностного лица административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и закону.

Доказательства, на основании которых установлена виновность Гойдина Д.В., получены уполномоченным на то должностными лицами при исполнении своих служебных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение выводам о виновности Гойдина Д.В. в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.

Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.

Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы о том, что Гойдин Д.В. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки судей предыдущих инстанций, были признаны несостоятельными с привидением подробных мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.

Доводы жалобы не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии Гойдина Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении Гойдина Д.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области от 21 ноября 2021 г. и решение судьи Шебекинского районного суда Белгородской области от 25 января 2022 г., вынесенные в отношении заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Белгородской области Гойдина Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гойдина Д.В. – без удовлетворения.

Судья А.А. Кишаев