№ 16-4566/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 17 октября 2023 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору № 66-000-2022/0576 от 30 ноября 2022 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 27 апреля 2023 года, решение Свердловского областного суда от 28 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района»,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору № 66-000-2022/0576 от 30 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 27 апреля 2023 года и решением Свердловского областного суда от 28 июня 2023 года, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» (далее – ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 152 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты законный представитель юридического лица просит их отменить, производство по делу прекратить.
18 сентября 2023 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года (далее - Правила№ 1479), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения (часть 1 статьи 56 Федерального закона № 123-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 01 декабря 2021 года в 11 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки ОО «УК «РЭМП Железнодорожного района», расположенного по адресу: <...>, являющегося лицом, осуществляющим управление жилым многоквартирным домом (на основании договора № 06-50 от 26 марта 2007 года), государственным инспектором на объекте защиты, расположенном по адресу: <...>, выявлены допущенные юридическим лицом нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- допускается установка в поэтажных коридорах непроектных дверей, за счет чего уменьшается зона действия системы дымоудаления (на 1, 6, 7, 12 этажах) (пункты 23, 54 Правил № 1479);
- в поэтажных коридорах размещаются различные изделия, мебель, оборудование и другие предметы, препятствующих безопасной эвакуации людей из здания (на 1, 3, 6, 11, 12 этажах) (подпункт «ж» пункта 16 Правил № 1479);
- не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами (пункт 50 Правил № 1479);
- система дымоудаления находится в неисправном состоянии (не обеспечена защита людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения (пункт 54 Правил № 1479, часть 1 статьи 56 Федерального закона № 123-ФЗ);
- автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (пункт 54 Правил № 1479);
- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (пункт 54 Правил № 1479);
- на объекте защиты отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты (установку автоматической пожарной сигнализации и систему эвакуации людей при пожаре), позволяющая установить срок службы оборудования, а также документы о проведении испытаний средств обеспечения пожарной безопасности (пункт 54 Правил № 1479).
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и судьями районного и областного судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района». Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалоб на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы направлены на иное толкование закона, иную оценку исследованных судом доказательств и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий юридического лица, о не виновности в совершении правонарушения.
Доводы рассматриваемой жалобы в том числе о том, что ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки доводам жалобы содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности, юридическое лицо является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на спорном объекте защиты.
При данных обстоятельствах, учитывая, что вина ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в совершении правонарушения административным органом установлена, юридическое лицо является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено, выводы должностного лица и судей о наличии в действиях ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» признаков состава вмененного в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При пересмотре дела судьей районного суда и судьей областного суда дело проверено в соответствии с требованиями КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Право ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» на защиту в ходе рассмотрения дела не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции,
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору № 66-000-2022/0576 от 30 ноября 2022 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 27 апреля 2023 года, решение Свердловского областного суда от 28 июня 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина