ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4576/2021 от 06.07.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4576/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 6 июля 2021 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу ФИО2, на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 10 ноября 2020 г., решение судьи Советского районного суда города Орла от 18 января 2021 г. и решение судьи Орловского областного суда от 6 апреля 2021 г., вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия ритуально – обрядовых услуг города Орла ФИО2 (далее – ФИО2) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 10 ноября 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Орла от 18 января 2021 г. и решением судьи Орловского областного суда от 6 апреля 2021 г., директор муниципального унитарного предприятия ритуально – обрядовых услуг города Орла (далее – МУП РОУ города Орла) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Индивидуальный предпринимать ФИО1 (далее – ИП ФИО1), уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на неё не представила.

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора МУП РОУ города Орла ФИО2 к административной ответственности) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ).

Для целей названного закона используются такое понятие как объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ).

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 утверждены: Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг; Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»; предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.

Таким образом, в Правилах технологического присоединения определены случаи, когда они действуют, при этом повторность присоединения ими не предусмотрена.

В силу положений части 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг гласит, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В силу пункта 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные данными правилами.

Как следует из материалов дела, в рамках осуществления проверки по обращению ИП ФИО1, проведённой в отношении МУП РОУ города Орла, должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области 7 октября 2020 г. выявлено нарушение вышеуказанных правил.

28 ноября 2019 г. ИП ФИО1 обратилась в МУП РОУ города Орла с заявлением о подключении арендуемого ею помещения к электрическим сетям.

На момент обращения ИП ФИО1 в адрес МУП РОУ города Орла энергопринимающее устройство нежилого помещения, используемого ею на основании договора аренды от 19 ноября 2019 г. №2958, расположенного по адресу: город Орёл, улица Наугорское шоссе, дом №24, помещение № 4А, уже имело технологическое присоединение к сетям АО «Орелоблэнерго» через энергопринимающее устройство, принадлежащее МУП РОУ города Орла (фактическое технологическое присоединение осуществлено 22 августа 2014 г.).

Названное энергопринимающее устройство, расположено по адресу: город Орёл, улица <адрес>, помещение , с 27 декабря 1991 г. по настоящее время закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП РОУ города Орла, ввиду чего и является законным владельцем данного объекта.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ, на балансе МУП РОУ <адрес> находится: от ВРУ котельной до ВРУ гаража, ВРУ гаража с прибором учета электроэнергии, внутренние электрические сети гаража, КЛ – 0,4 кВ. от ТП – 83 РУ – 0,4 кВ. до ВРУ административного здания, ВРУ административного здания с приборами учета электроэнергии, внутренние электрические сети административного здания по улице <адрес>

Вместе с тем, на заявление ИП ФИО1 от 28 ноября 2019 г. о подключении к электрическим сетям, письмом от 2 декабря 2019 г. МУП РОУ города Орла, за подписью директора ФИО2, ИП ФИО1 сообщено о том, что технологическое присоединение указанного нежилого помещения возможно при предоставлении проекта технического присоединения и выполнения данных работ сотрудниками АО «Орелоблэнерго», а также подписанного акта об осуществлении технологического присоединения АО «Орелоблэнерго», ИП ФИО1 и МУП РОУ города Орла.

Однако, в этот момент помещение уже имело технологическое присоединение к сетям АО «Орелоблэнерго» через энергопринимающиее устройство принадлежащее МУП РОУ город Орла, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, составленным между АО «Орелоблэнерго» и ИП ФИО1, в котором указана дата фактического присоединения – 22 августа 2014 г.

Следовательно, оказание в период с 28 ноября 2019 г. по 17 января 2020 г. препятствия перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства ИП ФИО1, а также навязывание ей услуг и обязаителтсв, не предусмотренных действующим законодательством в сфере электроэнергетики, в части требования проекта технологического присоединения, являются нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и пункта 19 Правил технологического присоединения соответственно.

Указанные обстоятельства вменяемого директору МУП РОУ города Орла ФИО2 административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 7 октября 2020 г. (т. 1 л.д. 104-113); заявлением ИП ФИО1 от 9 сентября 2020 г. (т. 1 л.д. 54-56); письмом МУП РОУ города Орла от 2 декабря 2019 г. (т. 1 л.д. 75); письмом АО «Орелоблэнерго» от 17 декабря 2019 г. (т. 1 л.д. 76); Уставом МУП РОУ города Орла (т. 1 л.д. 79-87); распоряжением администрации города Орла от 16 июня 2017 г. (т. 1 л.д. 88), и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия директора МУП РОУ города Орла ФИО2 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доказательства, на основании которых установлена виновность директора МУП РОУ города Орла ФИО2, получены в ходе проведения проверки. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми не имеется.

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как установлено судебными инстанциями, требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, соблюдены, процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу, не нарушены. Оснований для возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса у судьи районного суда не имелось.

Факт ознакомления с объемом установленных должностным лицом данных и процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и получения копий процессуальных документов удостоверен подписью защитника (т. 1 л.д. 112-113).

Поданная в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалоба не содержит каких-либо подтвержденных правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены или изменения обжалуемых актов. Приведенные в ней доводы, в том числе касающиеся отсутствия состава административного правонарушения, сводятся к несогласию с принятыми по делу актами, они являлись предметом исследования и проверки в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Постановление о привлечении директора МУП РОУ города Орла ФИО2 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 10 ноября 2020 г., решение судьи Советского районного суда города Орла от 18 января 2021 г. и решение судьи Орловского областного суда от 6 апреля 2021 г., вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия ритуально – обрядовых услуг города Орла ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Судья А.А. Кишаев