№ 16-4600/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 29 декабря 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., изучив жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 24 января 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 мая 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Викор» (далее - ОАО «Викор», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора № 03-52-705П от 31 октября 2019 года ОАО «Викор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 24 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 13 мая 2020 года, указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствуем в действиях ОАО «Викор» состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность, и возвратить дело на новое рассмотрение.
Законный представитель ОАО «Викор», извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом указанной жалобы, в установленный срок возражения на неё не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Основанием для привлечения ОАО «Викор» к административной ответственности по названной выше норме послужили приведенные в постановлении должностного лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора выводы о том, что обществом в нарушение статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее- Закон о недрах), Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2015 г. № 770, не оформлен горноотводный акт, удостоверяющий уточнение границы горного отвода (участка недр).
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда, с выводами которого согласился судья краевого суда, исходил из того, что условиями выданной обществу лицензии не предусмотрена обязанность ОАО «Викор» по оформлению горного отвода, при этом в постановлении должностного лица нет указания на неисполнение обществом конкретных условий лицензирования, требований технического проекта.
Вместе с тем такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
Статьей 7 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 № 205-ФЗ) предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 мая 2012 г. № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование», описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2015 г. № 770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» утверждены правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Приказом Ростехнадзора от 01 ноября 2017 г. № 461 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» (начало действия документа – 05 марта 2018 г., окончание - 31 декабря 2020 г.) утверждены требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
Пунктами 4, 5, 8, 8.2 названных Требований установлено, что горноотводная документация должна включать составленный по установленной форме горноотводный акт и графические приложения к горноотводному акту с условными обозначениями в системе прямоугольных координат.
Как усматривается из материалов дела, ОАО «Викор» является владельцем лицензии на право пользование недрами КРД 01890 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, лицензия зарегистрирована 03 июля 2001 года, срок окончания действия с учетом дополнений №1 и 2 к лицензии - 01 апреля 2042 года. Разрешенный лимит водоотбора по лицензии составляет 2579 куб. м /сутки (т.1л.д. 40-41). Предоставленный ОАО «Викор» по лицензии КРД 01890 ВЭ в пользование участок недр расположен на западной окраине станицы Новопокровской Краснодарского края. Водоснабжение осуществляется за счет линейного водозабора, состоящего из 9 водозаборных скважин, каптирующих водоносный комплекс отложений понтического яруса в интервале 85-280 м.
В соответствии с Дополнением № 1 к лицензии на пользование недрами КРД 01890 ВЭ обществу предоставлен участок недр общей площадью 2,25 га, включающим в себя площадь и границы зон санитарной охраны первого пояса водозаборных скважин и ограничением по глубине до 280 м, которому придается статус горного отвода, приведены географические координаты участка недр (9 скважин) (т.1л.д.57-63).
Согласно Дополнению № 2 к лицензии на пользование недрами КРД 01890 ВЭ, зарегистрированному 30 июня 2017 года, дополнительно внесено приложение 13 «Сведения об участке недр», в том числе о согласовании проекта водозабора ОАО «Викор» в установленном порядке (т.1л.д.64-65).
В обоснование своего вывода об отсутствии в действиях ОАО «Викор» состава вменяемого административного правонарушения судебные инстанции посчитали, что юридическим лицом условия лицензирования, установленные лицензией, соблюдены, поскольку обществом, как владельцем лицензии разработан и утвержден проект водозабора, прошедший в установленном порядке экспертизы, согласование и утверждение; оформлен земельный отвод под предоставленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в лицензию с учетом дополнений №1 и 2 включено описание границ участка недр с географическими координатами участка недр (9 скважин).
Между тем, как следует из приказа Ростехнадзора от 01 ноября 2017 г. № 461, получение горноотводного акта предусмотрено для юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм осуществляющих пользование недрами на основании лицензий на пользование недрами, то есть независимо от вида пользования недрами.
Горноотводный акт является неотъемлемой частью к лицензии на пользование недрами, о чем свидетельствует форма горноотводного акта, утвержденная названным Приказом Ростехнадзора.
Правилами подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, установлена обязательность направления материалов для рассмотрения и регистрации проекта горного отвода в уточненных границах юридическими лицами в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2010 №39, государственный горный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (Ростехнадзор) во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (Росприроднадзор).
ОАО «Викор» материалы для рассмотрения и регистрации проекта горного отвода в уточненных границах для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения пользователем в адрес регионального Ростехнадзора не направлялись.
Соблюдение на момент внесения дополнений к лицензии (30 июня 2017 года) условий лицензирования, не освобождает обладателей лицензии от соблюдения условий и изменений, предусмотренных законодательством в области использования и охраны недр для дальнейшей добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.
Этим обстоятельствам судебными инстанциями оценка не дана.
Следовательно, вывод, изложенный в решении судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с которым согласился судья вышестоящей инстанции, не соответствует требованиям закона.
Вышеуказанное имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, будут нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, таким случаем, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные судебными инстанциями нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 24 января 2020 года и решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2020 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
На момент рассмотрения жалобы в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный названной нормой (в рассматриваемом случае – 28 октября 2020 года) для данной категории дел, истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку ухудшение положения лица за пределами срока давности невозможно, оснований для возвращения дела на новое рассмотрение, о чем просит в жалобе должностное лицо, не имеется.
При таких обстоятельствах и учитывая вышеприведенные правовые нормы, решение судьи Новопокровского районного суда от 24 января 2020 года и решения судьи Краснодарского краевого судьи от 13 мая 2020 года, вынесенные в отношении ОАО «Викор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 24 января 2020 года и решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Викор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Н.Х. Карасова
Письмо25.03.2021