ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4614/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 июля 2020 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №407 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани К.Е.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №4 по Авиастроительному судебному району г. Казани Республики Татарстан от 26 февраля 2020 г., решение судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 19 мая 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №407 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани (далее - МАДОУ «Детский сад №407», Учреждение),
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка №4 по Авиастроительному судебному району г. Казани Республики Татарстан от 26 февраля 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 19 мая 2020 г., муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №407 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МАДОУ «Детский сад №407» К.Е.В. выражает несогласие с названными актами, полагая их незаконными, просит их отменить и назначить наказание в виде предупреждения.
В силу статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
По смыслу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Необходимость установления такого требования также вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24, 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года №798/пр).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено, что муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 407 комбинированного вида» Авиастроительного района города Казани, расположенном по адресу: <адрес>, ОГРН №, допущены нарушения требований пунктов 3, 4, и 9 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг. Так, МАДОУ «Детский сад №407»
- не обеспечено создание инвалидам условий доступности в соответствии с требованиями пп. «а», «б», «в», «г», «д», «ж» части 3 Порядка:
а) возможность беспрепятственного входа в Учреждение и выхода из него - нет пандуса;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории Учреждения в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников Учреждения, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед
входом в Учреждение, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников Учреждения;
г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории Учреждения;
д) содействие инвалиду при входе в Учреждение и выходе из него;
ж) издание приказа об обеспечении допуска на объект собаки-поводыря при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 386 н;
не обеспечено создание инвалидам условий доступности в соответствии с требованиями пп. «а», «б» пункта 4 Порядка:
а) при входе в Учреждение отсутствуют вывески с названием, организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; -
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида:
з) оказание работниками Учреждения иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объекта наравне с другими лицами.
- не представлены документы по созданию и организации работы комиссии для проведения обследования и паспортизации (пункт 9 Порядка).
Факт совершения Учреждением административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями директора МАДОУ «Детский сад № 407» Авиастроительного района города Казани К.Е.В.; приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей и другими материалами дела.
Данным доказательствам нижестоящими судами дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия МАДОУ «Детский сад № 407» правильно квалифицированы по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии своевременного финансирования МАДОУ «Детский сад № 407» подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях названного Учреждения. Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Учреждения в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на организации независимо от их организационно-правовых форм обязанность по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела судебными инстанциями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных решений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки мирового судьи и судьи районного суда, не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность принятого решения на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных материалов.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку совершенное заявителем правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав, ссылка в жалобе на возможность применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, несостоятельна.
Порядок и срок привлечения МАДОУ «Детский сад № 407» к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка №4 по Авиастроительному судебному району г. Казани Республики Татарстан от 26 февраля 2020 г., решение судьи Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 19 мая 2020 г., вынесенные в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №407 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №407 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани К.Е.В. - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн