ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4631/20 от 28.08.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-4631/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 28 августа 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Грант» Байвердяна О.Г. (далее Байвердян О.Г.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 судебного района города Обояни и Обоянского района Курской области от 17 февраля 2020 года, решение судьи Обоянского районного суда Курской области от 17 марта 2020 года, вынесенные в отношении юридического лица – ООО «Грант» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 судебного района города Обояни и Обоянского района Курской области от 17 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Обоянского районного суда Курской области от 17 марта 2020 года, ООО «Грант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на незаконность, и прекращении производства. В доводах жалобы указывает на отсутствие виновных действий юридического лица, поскольку документы, запрошенные административным органом, были предоставлены в установленный срок. Полагает, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одни и те же действия.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Порядок осуществления федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами определен Положением о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года № 69 (далее Положение).

В силу пункта 6 данного Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) (за исключением проведения проверок при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).

Частями 4 и 5 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение указанного закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 25 вышеназванного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением Управления по Орловской и Курской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее Управление Россельхознадзора по Курской и Орловской областям) от 16 октября 2019 года № 946-РК в целях проверки исполнения предписания от 26 марта 2019 года № 57-24-43-07 назначена проверка ООО «Грант», в рамках которой в период с 21 октября 2019 года по 18 ноября 2019 года запланировано истребование, рассмотрение и анализ документов, представленных юридическим лицом, необходимых для достижения целей и задач проверки по соблюдению обществом правил хранения и использования подкарантинной продукции. Распоряжение получено ООО «Грант» 21 октября 2019 года (л.д. 12-15).

Уведомлением (запросом) должностного лица административного органа от 21 октября 2019 года директор ООО «Грант» поставлен в известность о проведении внеплановой документарной проверки, ему предложено в десятидневный срок со дня получения запроса представить информацию о наличии подкарантинных объектов (складских помещений); заверенные копии договоров о проведении работ по обеззараживанию подкарантинных объектов по хранению подкарантинной продукции в 2019 году и актов приема-передачи выполненных работ по обеззараживанию подкарантинных объектов (складских) помещений в 2019 году.

Требования данного уведомления, полученного ООО «Грант» 25 октября 2019 года, в установленный в нем срок не выполнены. Ввиду непредставления данных документов в период проведения проверки (до 18 ноября 2019 года), должностному лицу органа государственного надзора не предоставлена возможность проведения мероприятий, связанных с целями, задачами и предметом проверки, перечень которых содержался в пунктах 6 и 7 вышеупомянутого распоряжения, что повлекло невозможность ее проведения.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 27 ноября 2019 года № 57-24-43-44, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого мировым судьей ООО «Грант» привлечено к административной ответственности.

Приведенные факты подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе распоряжением заместителя руководителя Управления от 16 октября 2019 года № 946-РК (л.д. 12-14); уведомлением о проведении мероприятия по государственному надзору (л.д. 11), доказательством получения обществом данных документов (л.д. 15, 16), актом о невозможности проведения проверки от 18 ноября 2019 года (л.д. 40), протоколом об административном правонарушении от 27 ноября 2019 года (л.д. 6-10) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия юридического лица квалифицированы по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Грант», получив уведомление о проведении проверки, все зависящие от него меры по обеспечению возможности ее проведения не приняло, что повлекло невозможность осуществления административным органом данного контрольно-надзорного мероприятия, вследствие чего обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных судьями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Ссылка в жалобе на то, что одни и те же обстоятельства, связанные с непредоставлением документов по запросу надзорного органа, повлекли привлечение юридического лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияет на выводы судебных инстанций о наличии в деятельности ООО «Грант» незаконного бездействия, выразившегося в непредставлении административному органу истребуемых документов, повлекшего невозможность проведения проверки, образующего специальный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в жалобе на направление 06 ноября 2019 года ООО «Грант» в адрес административного органа документов, свидетельствующих о выполнении предписания, не может быть признано состоятельным.

Как следует из содержания сопроводительного письма от 06 ноября 2019 года данные документы представлены в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям во исполнение иного предписания от 26 марта 2019 года № 120, вынесенного по результатам проверки, назначенной в соответствии с распоряжением государственного органа от 23 октября 2019 года № 1004-РК (л.д. 74).

Кроме того договор от 08 августа 2019 года № 500/46, заключенный между ООО «Грант» и ИП З.А.А. на профилактическую дезинфекцию (фогацию) площади помещений, составляющей 12 978 кв. метров, без указания адреса их нахождения, акт от 15 августа 2019 года № 500 не свидетельствуют о проведении ООО «Грант» во исполнение предписания от 26 марта 2019 года № 57-24-43-07 карантинного фитосанитарного обеззараживания зерноскладских помещений, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 74-84).

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с выводами, изложенными в судебных актах, сводится к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 судебного района города Обояни и Обоянского района Курской области от 17 февраля 2020 года, решение судьи Обоянского районного суда Курской области от 17 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО «Грант» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО «Грант» Байвердяна О.Г. - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина