ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4689/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 3 сентября 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Матвеев В.М., действующего в интересах закрытого акционерного общества «Летные проверки и системы», на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедная Мордовия» от 23 декабря 2020 года, решение судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 7 апреля 2020 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Летные проверки и системы» (далее также – ЗАО «Летные проверки и системы», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедная Мордовия» от 23 декабря 2020 года №03Ю, оставленным без изменения решением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 7 апреля 2020 года, ЗАО «Летные проверки и системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Матвеев В.М. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7- хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (пункт 1 статьи 55 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Согласно пункту 11 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 года N 48, на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера.
Подпунктом 26 пункта 9 Положения о Мордовском государственном природном заповеднике имени П.Г. Смидовича, утвержденного Приказом Минприроды России от 6 декабря 2013 года № 571, также предусмотрено указанное требование.
Как усматривается из материалов дела, 12 августа 2020 года в период с 9 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. и с 14 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. по московскому времени воздушное судно Лаборатории Ан-26, принадлежащее ЗАО «Летные проверки и системы», совершало полеты ниже 2000 метров над зоной ограничения UUR326, а именно - над территорией Мордовского государственного природного заповедника имени П.Г.Смидовича. При направлении воздушного судна на осуществление полетов в интересах ФГУП «РФЯЦ – ВНИИЭФ» общество не согласовало полеты с ФГБУ «Заповедная Мордовия» или контролирующим природоохранным органом, в связи с чем в его действиях усматривается нарушение режима особой охраны природной территории Мордовского государственного природного заповедника имени П.Г.Смидовича.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ЗАО «Летные проверки и системы» правильно квалифицировано по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в нарушение приведенных требований законодательства об особо охраняемых природных территориях ЗАО «Летные проверки и системы» не согласовало пролет самолета ниже 2000 метров над территорией заповедника с ФГБУ «Заповедная Мордовия» или контролирующим природоохранным органом, что образует в деянии общества состав административного правонарушения, предусмотренного названной нормой. При этом у ЗАО «Летные проверки и системы» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако названным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом следует отметить, что отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует законодательство об особо охраняемых природных территориях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ЗАО «Летные проверки и системы» в пределах, предусмотренных санкцией ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Заповедная Мордовия» от 23 декабря 2020 года, решение судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 7 апреля 2020 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Летные проверки и системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Матвеева В.М., действующего в интересах закрытого акционерного общества «Летные проверки и системы», - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов