ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4713/2022 от 22.07.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 63MS0-81

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4713/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 июля 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с.Малый Толкай» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 150 Похвистневского судебного района Самарской области от 1 апреля 2022 года и решение судьи Похвистневского районного суда Самарской области от 27 мая 2022 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с.Малый Толкай» (далее также – ГБОУ школа-интернат с.Малый Толкай, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 150 Похвистневского судебного района Самарской области от 1 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Похвистневского районного суда Самарской области от 27 мая 2022 года, учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор учреждения ФИО1 просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении ГБОУ школа-интернат с.Малый Толкай по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении и обжалуемых актов, основанием для привлечения ГБОУ школа-интернат с.Малый Толкай к административной ответственности на основании части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о невыполнении в срок до 1 марта 2022 года пунктов 8, 11 - 14, 24 - 28, 30, 32, 33 предписания от 29 июня 2021 года № 56/1/1, выданного начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Похвистнево и муниципальным районам Похвистневский и Камышлинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области по результатам проверки учреждения.

Так, в соответствии с названным предписанием учреждением не устранены в числе иных такие нарушения как: в учебном корпусе - не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, эксплуатирующихся сверх срока службы, установленного изготовителем, при отсутствии информации изготовителя о возможности дальнейшей эксплуатации, до их замены в установленном порядке; имеются незакрепленные участки проводов системы противопожарной защиты; имеется совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами; имеются участки параллельной прокладки от проводов и кабелей систем пожарной автоматики (без защиты от электромагнитных наводок) до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м. и менее 0,25 м. до одиночных осветительных кабелей; имеются помещения, в которых установлено по 2 пожарных извещателя включенных по логической схеме «ИЛИ». В спальном корпусе - имеются незакрепленные участки проводов систем противопожарной защиты; имеется совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами; имеются участки параллельной прокладки от проводов и кабелей системы пожарной автоматики (без защиты от электромагнитных наводок) до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м. и менее 0,25 м. до одиночных осветительных кабелей; имеются помещения, в которых установлено по 2 пожарных извещателя включенных по логической схеме «ИЛИ»; фактический уровень звука системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре не во всех помещениях превышает на 15 дБА, допустимый уровень шума в защищаемых помещениях. Территория образовательного учреждения - подъезд пожарных автомобилей не обеспечен со всех сторон к зданиям функциональной пожарной опасности Ф.1.1 и Ф 4.1; не обеспечивается автоматическая разблокировка и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники при срабатывании систем противопожарной защиты в случае пожара.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копиями предписания от 29 июня 2021 года № 56/1/1, выданного начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Похвистнево и муниципальным районам Похвистневский и Камышлинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области, со сроком исполнения до 1 марта 2022 года (л.д. 10 - 14), актом проверки от 15 марта 2022 года № 46, проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Похвистнево и муниципальным районам Похвистневский и Камышлинский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области (л.д. 18 - 20), протоколом об административном правонарушении (л.д. 1 - 2) и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Из буквального толкования диспозиции части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что учреждением не приняты достаточные и зависящие от него меры для выполнения предписания в полном объеме в установленный срок и привлечения (и эффективного использования) необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.

Недостаточное бюджетное финансирование, не является основанием для освобождения учреждения от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения. Невыполнение требований пожарной безопасности на функционирующем на момент выдачи предписания объекте образования может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Сведений о признании предписания от 29 июня 2021 года № 56/1/1 в установленном порядке незаконным в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции не представлено.

Действия ГБОУ школа-интернат с.Малый Толкай квалифицированы по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.

При рассмотрении дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 150 Похвистневского судебного района Самарской области от 1 апреля 2022 года и решение судьи Похвистневского районного суда Самарской области от 27 мая 2022 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с.Малый Толкай» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с.Малый Толкай» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья С.С. Картовенко

Постановление12.08.2022