ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16- 4727/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 20 июля 2021г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Нючева Евгения Александровича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «ЛесМашЭкспорт» (далее – ООО «ЛесМашЭкспорт», общество), на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела административной практики и контроля по возмещению ущерба лесному законодательству Республиканского агентства лесного хозяйства Министерства природы ресурсов Республики Бурятия от 17 ноября 2020г., решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 января 2021г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 5 апреля 2021г., вынесенные в отношении ООО «ЛесМашЭкспорт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела административной практики и контроля по возмещению ущерба лесному законодательству Республиканского агентства лесного хозяйства Министерства природы ресурсов Республики Бурятия от 17 ноября 2020г., оставленным без изменения решением судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 января 2021г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 5 апреля 2021г., ООО «ЛесМашЭкспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300100 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества настаивает на отмене обжалуемых актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (действовавшие на день событий по настоящему делу; далее – Правила пожарной безопасности), из положений п.16 которых следует, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подп. «б» п. 17, п.19 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 апреля 2020г. № 179 на территории Республики Бурятия введен особый противопожарного режим в границах отдельных муниципальных образований, в том числе «город Северобайкальск», с 1 мая 2020г.
Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи от 6 августа 2019г. №, заключенному по итогам аукциона между <данные изъяты> (продавец) и ООО «ЛесМашЭкспорт» (покупатель), последнему для заготовки древесины переданы лесные насаждения на землях федеральной собственности - на деляне № 1 площадью 4 га на выделах №№ 17,20 квартала № 331 Уоянского участкового лесничества Уоянского лесничества муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия.
Согласно п. 8 указанного договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины в срок до 5 августа 2020г. путем укладки порубочных остатков на волоки, частично - в кучи на склад со сжиганием в непожарный период.
В период действия особого противопожарного режима в ходе планового (рейдового) осмотра лесного фонда на территории Уоянского участкового лесничества Северо-Байкальского района Республики Бурятия должностным лицом административного органа выявлено, что по окончании заготовки древесины ООО «ЛесМашЭкспорт» на лесосеке деляны № 1 площадью 4 га на выделах №№ 17,20 квартала № 331 Уоянского участкового лесничества Уоянского лесничества Северо-Байкальского района Республики Бурятия не убраны порубочные остатки, деловая и дровяная древесина, не отделены от леса минерализованной полосой, оставлен бытовой мусор, чем нарушены положения п. 16, подп. «б» п. 17, п.19 Правил пожарной безопасности.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Всем доводам жалобы заявителя, в том числе о неприменении технических средств в ходе осмотра лесосеки, в том числе GPS-навигатора, применении положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, нарушении порядка составления протокола об административном нарушении его составлением в одно время с другими протоколами об административных правонарушениях, были предметом исследования и оценки нижестоящих судов, мотивы, по которым отвергнуты доводы защитника, приведены в обжалуемых актах, их обоснованность не вызывает сомнений.
Оформление акта осмотра не по месту выявления административного правонарушения, как на том настаивает заявитель жалобы, не свидетельствует о существенном процессуальном нарушении, на законность и обоснованность документа не влияет, выводы о виновности общества не опровергает. Осмотр лесосеки и оформление результатов осмотра проведены с соблюдением положения ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которой плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий, порядок оформления и содержание которых и порядок оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Акт осмотра составлен с соблюдением требований п. 12 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 31 августа 2015г. N 373.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена городским судом и верховным судом республики с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела административной практики и контроля по возмещению ущерба лесному законодательству Республиканского агентства лесного хозяйства Министерства природы ресурсов Республики Бурятия от 17 ноября 2020г., решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 января 2021г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 5 апреля 2021г. оставить без изменения, жалобу защитника Нючева Е.В. – без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева