ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-473/2021 от 22.01.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-473/2021 (16-6252/2020)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 22 января 2021 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Газпром» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя директора Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» от 3 сентября 2019 г., решение судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 13 января 2020 г. и решение судьи Ленинградского областного суда от 14 июля 2020 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Газпром» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя директора Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» (далее – ЛОГКУ «Ленобллес») от 3 сентября 2019 г. публичное акционерное общество «Газпром» (далее – ПАО «Газпром», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 13 января 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 14 июля 2020 г., постановление заместителя директора Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» от 3 сентября 2019 г. изменено: обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признано добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, отменено представление заместителя директора ЛОГКУ «Ленобллес» от 3 сентября 2019 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу № У-391/19. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО «Газпром» ФИО1 выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на существенные процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу.

Изучение доводов жалобы и представленных с ней материалов дела об административном правонарушении позволяет сделать следующие выводы.

Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Согласно положениям пунктов 3 и 5 Правил, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Из постановленных по делу и обжалуемых актов следует, что ПАО «Газпром» использует лесной участок, расположенный на территории Волосовского участкового лесничества Волосовского лесничества на основании договора аренды лесного участка № 1100/ДС-2018-05 от 15.05.2018 и проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу (заключение экспертной комиссии № 2591-Л от 11.12.2018), для строительства и эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся технологической неотъемлемой частью линейного объекта, в муниципальных образованиях Волосовский муниципальный район, Сланцевский муниципальный район, Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 3.4 договора аренды № 1100/ДС-2018-05 от 15.05.2018 арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

Согласно таблице 13 раздела 5.2 Проекта освоения лесов, предусмотрены ежегодные мероприятия по противопожарному обустройству лесов в части устройства информационных аншлагов в количестве 5 шт. (ежегодный объем) и установке информационных щитов в количестве 4 шт. (ежегодный объем).

Данные мероприятия должны были быть выполнены в местах, предусмотренных тематической лесной картой (приложение № 6 к Проекту освоения лесов). Противопожарные информационные аншлаги устанавливаются силами арендатора на пожароопасный сезон и снимаются на зимнее время.

Согласно Приказу ЛОГКУ «Ленобллес» № 280/19 от 22.04.2019 «О начале пожароопасного сезона 2019 года на территории Ленинградской области», изданному на основании Приказа комитета по природным ресурсам № 5 от 19.04.2019, начало пожароопасного сезона на землях лесного фонда в Ленинградской области установлено с 26 апреля 2019 г.

В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (патрулирования лесов) на территории земель лесного фонда Волосовского лесничества 14.05.2019 выявлено, что на территории лесного фонда, переданной в аренду ПАО «Газпром» по договору аренды лесного участка № 1100/ДС-2018-05 от 15.05.2018, отсутствуют информационные аншлаги и щиты.

В ходе совместного осмотра территории, проведенного 14 августа 2019 г. лесничим Волосовского участкового лесничества Волосовского лесничества в присутствии представителя ПАО «Газпром» и двух понятых, установлено, что на территории, переданной в аренду ПАО «Газпром» по договору аренды лесного участка № 1100/ДС-2018-05 от 15.05.2018, в кварталах 1,2, 101, 102 Волосовского участкового лесничества Волосовского лесничества в местах, указанных на тематической карте (приложение № 6 к Проекту освоения лесов), отсутствуют информационные щиты в количестве 4 шт. и информационные аншлаги в количестве 5 шт., при этом следов, характерных для установки аншлагов и щитов, не имеется.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «Газпром» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности в лесах, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае, ПАО «Газпром», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ПАО «Газпром» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

постановление заместителя директора Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» от 3 сентября 2019 г., решение судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 13 января 2020 г. и решение судьи Ленинградского областного суда от 14 июля 2020 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Газпром» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества «Газпром» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова

общей юрисдикции