ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4770/20 от 15.09.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-446/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Свитина А.И. на вступившие в законную силу решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 октября 2019 года и решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от 16 января 2020 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея № 15-л от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 октября 2019 года и решением судьи Верховного суда Республики Адыгея от 16 января 2020 года, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Свитин А.И. просит изменить состоявшиеся в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по настоящему делу об административном правонарушении акты, снизив размер административного штрафа.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 примечания к указанной норме перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Закон о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается осуществлением, в том числе управляющими организациями, расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «д» пункта 4 (1) Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 названного Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 20 июня 2019 года в ходе выездной проверки, проведенной военной прокуратурой Майкопского гарнизона с привлечением специалистов Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, было установлено, что у ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» перед филиалом АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» числится просроченная задолженность в размере 2 117 576,93 рублей. Кроме того, у ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» перед МУП «Майкопводоканал» МО «Город Майкоп» имеется просроченная задолженность в размере 18 932,72 рубля.

Наличие в деятельности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» грубого нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3, подпунктом «д» пункта 4 (1) Положения о лицензировании послужило основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д.5-10); обращением граждан (л.д.37-38), уведомлением о начале проверки (л.д.39), уведомлением о продлении проверки (л.д.40), сообщением начальника Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (л.д.42-47), договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 3-УЖФ-ЮВО-01 (л.д.48-66), перечнем объектов жилищного фонда, подлежащих передаче в управление Управляющей компании (л.д.67-69), сообщением начальника ЖКС № 5 (г. Сочи) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по ЮВО) (л.д.70-71), актами сверки (л.д.72, 73), выписками из лицевого счета АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» (л.д.75), карточкой предприятия МУП «Майкопводоканал» (л.д.77), счетами-фактуры (л.д.78, 79), объяснениями ФИО1 (л.д.80-81), Уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (л.д.84-97), приказом от 2 марта 2017 года № 155 о создании ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (л.д.98-100) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние учреждения квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормами права о лицензионных требованиях к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Оснований полагать, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, не имеется.

Утверждения заявителя о наличии задолженности перед ресурсо-снабжающими организациями вследствие низкого уровня оплаты потребителями коммунальных услуг не лишает права ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» требовать от потребителей оплатить задолженность в судебном порядке.

Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых актов в части назначенного административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 статьи 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Оставляя без изменения постановление заместителя начальника Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея № 15-л от 20 августа 2019 года, судебными инстанциями не принято во внимание, что сведений о ранее совершенных юридическим лицом правонарушениях и о системности такого рода нарушений в материалы дела не представлено, следовательно, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» ранее к административной ответственности не привлекалось, обстоятельства, отягчающие административную ответственность учреждения отсутствуют, а наличие задолженности перед иными юридическими лицами позволяет прийти к выводу о тяжелом финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что в данном случае не должно препятствовать снижению размера назначенного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

Снижение размера санкции до 150 000 рублей соответствует характеру допущенного ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В силу изложенного, постановление заместителя начальника Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея № 15-л от 20 августа 2019 года, решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 октября 2019 года и решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от 16 января 2020 года, вынесенные в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» административного штрафа в размере 300 000 рублей до 150 000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление заместителя начальника Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея № 15-л от 20 августа 2019 года, решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 октября 2019 года и решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от 16 января 2020 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, размер назначенного Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации административного штрафа в 300 000 (триста тысяч) рублей снизить до 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Судья Н.Х. Карасова

Справка:

судья городского суда Нехай Р.М. 12-388/2019

судья Верховного суда Тачахов Р.З. 7-6/2020

судья кассационного суда Карасова Н.Х. № П16-446/2021

Решение20.10.2021