№ 16-4794/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 28 октября 2020 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» Теппо М.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 32 Новгородского судебного района Новгородской области от 25 октября 2019 г., решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 декабря 2019 г., вынесенные в отношении государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Новгородского судебного района Новгородской области от 25 октября 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 декабря 2019 г., государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее – ГОКУ «Новгородавтодор») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГОКУ «Новгородавтодор» Теппо М.В. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Изучение доводов жалобы и представленных с нею материалов дела об административном правонарушении позволяет сделать следующие выводы.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГОКУ «Новгородавтодор» к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как усматривается из материалов дела, 27 августа 2019 г. на автомобильной дороге 490П М3 49К-0536 «Полново - Дуброви», проходящей по территории Демянского муниципального района, не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, а именно:
с 00 км+000 м по 00 км+200 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
с 00 км+200 м по 00 км+300 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
с 00 км+500 м по 00 км+600 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают пределы допустимые значения;
с 00 км+600 м по 01 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
с 01 км+000 м по 02 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
с 02 км+000 м по 03 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
на 02 км+650 м дорожные знаки 5.16.1 (5.16.2) размещены не на щите желто-зеленого цвета;
на 02 км+670 м повреждена крыша остановочного пункта, отсутствует остановочная площадка, посадочная площадка;
с 03 км+000 м по 04 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
с 04 км+000 м по 05 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
27 августа 2019 г., в 10 часов 00 минут, на автомобильной дороге 49 ОП М3 49К-0519 «Истошно - Полново», проходящей по территории Демянского муниципального района Новгородской области, не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, а именно:
с 00 км+000 м по 13 км+000 м отсутствует горизонтальная дорожная разметка;
на 01 км+584 м поврежден остановочный пункт, отсутствует остановочная площадка, посадочная площадка;
на 07 км+300 м поврежден дорожный знак «1.34.1»;
27 августа 2019 г., в 13 часов 30 минут, на автомобильной дороге 49 ОП М3 49Н-0538 «Полново - Перерва - Подгорное», проходящей по территории Демянского муниципального района Новгородской области, не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, а именно:
с 00 км+000 м по 01 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде отдельных выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения;
с 07 км+700 м по 08 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде отдельных выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения, имеется россыпь грунта на проезжей части площадью 60 кв.м;
с 08 км+700 м по 09 км+000 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде отдельных выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения, имеется россыпь грунта на проезжей части площадью 100 кв.м;
с 11 км+750 м по 11 км+850 м имеются разрушения асфальтобетонного покрытия в виде отдельных выбоин, которые по своим размерам превышают предельно допустимые значения, имеется россыпь грунта на проезжей части площадью 60 кв.м;
на 12 км+400 м имеется разрушение асфальтобетонного покрытия в виде просадки, которая по своим размерам превышает предельно допустимые значения;
27 августа 2019 г., в 12 час. 30 мин., на автомобильной дороге 49 ОП М3 49К-0537 «Полново - Новый Скребель», проходящей по территории Демянского муниципального района Новгородской области, не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, а именно:
на 01 км+280 м и 01 км+300 м дорожный знак «1.21» размещен не на щите желто-зеленого цвета, опора дорожного знака не окрашена в белый или серый цвет;
на 01 км+570 м дорожный знак «1.21» размещен не на щите желто-зеленого цвета, опора дорожного знака не окрашена в белый или серый цвет, имеется отслоение более 50% элементов дорожного знака.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что ГОКУ «Новгородавтодор» не является субъектом вмененного административного правонарушения.
В обоснование данного довода заявителем указано, что в силу закона ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог, то есть подрядные организации.
Данный довод состоятельным признать нельзя ввиду следующего.
В силу статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с распоряжением администрации Новгородской области №128-рз от 16.05.2011 создано ГОКУ «Новгородавтодор» путем изменения типа существующего государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
Согласно постановлению администрации Новгородской области № 243 от 01.06.2010 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Новгородской области» вышеприведенные дороги отнесены к автомобильным дорогам межмуниципального значения.
Как следует из Устава ГОКУ «Новгородавтодор» данное Учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств наряду с Министерством инвестиционной политики Новгородской области.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществление на них дорожной деятельности, а так же содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
В силу пункта 2.2 Устава целями создания Учреждения являются организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области и улучшение их технического состояния.
Задачами деятельности данного Учреждения являются организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области за счет и, в пределах, предназначенных для этих целей бюджетных средств; обеспечение в пределах своей компетенции безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Новгородской области за счет и, в пределах, предназначенных для этих целей бюджетных средств.
В связи с изложенным, ГОКУ «Новгородавтодор» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Новгородской области.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ГОКУ «Новгородавтодор» всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное учреждение, будучи лицом, ответственным за состояние автомобильной дороги «Полново – Дуброви», «Истошно – Полново», «Полново – Перерва – Подгорное», «Полново – Новый Скребель», является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало Учреждение от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, ГОКУ «Новгородавтодор», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Вместе с тем, доказательств в подтверждение внесения или направления предложений о выделении бюджетных ассигнований с соблюдением установленных порядка и сроков составления бюджета ГОКУ «Новгородавтодор» не представлено.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ГОКУ «Новгородавтодор» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ГОКУ «Новгородавтодор» с применением положений части 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 32 Новгородского судебного района Новгородской области от 25 октября 2019 г., решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 декабря 2019 г., вынесенные в отношении государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» Теппо М.В. – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции