ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-47/2024 от 09.02.2024 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-47/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 9 февраля 2024 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника Павленко М.Н., действующего в интересах контрольно-ревизионного управления Симферопольского района Республики Крым, на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника МКУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования Симферопольского района Республики Крым» ФИО2,

установил:

постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 9 декабря 2022 года должностное лицо – начальник МКУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования Симферопольского района Республики Крым» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 9 декабря 2022 года отменено, с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Павленко М.Н., действующий в интересах контрольно-ревизионного управления Симферопольского района Республики Крым, ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного суда Республики Крым. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей республиканского суда не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам. Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела.

ФИО1, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче жалобы на указанные выше судебные акты, в установленный срок возражения на нее не представила.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Контрольно-ревизионного управления Симферопольского района Республики Крым от 9 августа 2022 года №6/2022 проводилась проверка соблюдения требований законодательства при расходовании средств на выплату заработной платы сотрудникам организаций, подведомственных управлению образования администрации Симферопольского района (выборочно) за период с ноября 2018 года по февраль 2022 года, в том числе сотрудникам МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района».

Согласно Акту проверки №4/2022 от 29.04.2022 МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района» находится в ведомственном подчинении Управления образования администрации Симферопольского района Республики Крым, то есть структурного подразделения (отраслевого (функционального) органа администрации района.

Согласно п.2 постановлению администрации Симферопольского района от 12 января 2015 №1-п «Об утверждении муниципального казенного учреждения «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования <адрес> Республики Крым» (Приложение ), целью деятельности Учреждения является оказание квалифицированного бухгалтерского, юридического, хозяйственного обслуживания муниципальных образовательных учреждений района.

Согласно п.1.1 Устава МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района», Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения своевременного удовлетворения потребностей в бухгалтерском и налоговом учете, экономическом анализе и мониторинге финансово-хозяйственной деятельности, формирования единой системы информирования о финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении обслуживаемых муниципальных образовательных учреждений. П.2.1 Устава определено, что Учреждение создано в целях оказания квалифицированного юридического, хозяйственного обслуживания образовательных учреждений района на основании соответствующих договоров.

Пунктом 2.2 Устава МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района» определен перечень видов деятельности, которую учреждение осуществляет в рамках осуществления бухгалтерского и налогового учета для достижения целей, для которых оно создано.

Согласно п.1.8. и 1.12 Устава, МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района» не вправе выступать учредителем юридических лиц, но может создавать структурные подразделения. В соответствии с п. 4.6 Устава, в структуру Учреждения по обслуживанию муниципальных учреждений образования входят: центр развития образования, хозяйственный отдел и централизованная бухгалтерия.

Административным органом установлено, что МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности и не входит в перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности.

Приказом МКУ по обслуживанию МУО от 2 ноября 2018 года №86-л (Приложение №22/1) с 9 ноября 2018 года ФИО3 переведена на должность методиста Центра развития образования Учреждения.

Финансирование заработной платы и начислений на оплату труда методиста Центра развития образования МКУ по обслуживанию МУО ФИО3 производилось в составе финансирования расходов на заработную плату и начисления на оплату труда работников МКУ.

На основании изложенного, административный орган полагает, что в период с 9 ноября 2018 года по 28 февраля 2022 года методист Центра развития образования МКУ по обслуживанию МУО ФИО3 на основании установленных ей неправомерных должностных обязанностей (трудовой функции) осуществляла деятельность, законные правовые основания на осуществление которой у МКУ по обслуживанию МУО отсутствовали.

Как считает административный орган, в соответствии с п.6.2.5 Устава МКУ по обслуживанию МУО, формирование и утверждение бюджетной сметы Учреждения осуществляется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его Уставом, а поэтому расходы на оплату труда методиста Центра развития образования ФИО5 не могут осуществляться в пределах бюджетной сметы учреждения.

Данные обстоятельства послужили основанием к привлечению начальника МКУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования <адрес> Республики Крым» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.

С выводами административного органа согласился судья районного суда.

Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу, судья Верховного суда Республики Крым указал, что деятельность методиста МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района» ФИО3 осуществляется в рамках заключенного с нею трудового договора и её должностной инструкции, с которой она ознакомлена, что подтверждается её подписью.

Пунктом 1.2 указанной выше должностной инструкции, методист относится к категории специалистов.

В соответствии с положением об оплате труда МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района» начисление и выплата заработной платы осуществлялась ФИО3 по категории специалист в 2018-2021 за счёт сумм, предусмотренных соответствующими решениями Симферопольского районного совета о бюджете района на выплаты по оплате труда (выплаты персоналу) МКУ по обслуживания МУО.

Учитывая, что деятельность методиста МКУ «Центр по обслуживанию МУО Симферопольского района» осуществляется в рамках трудового договора и должностной инструкции, что должность методиста, которую занимает ФИО3, согласована и утверждена с муниципальным образованием Симферопольского района Республики Крым в лица администрации Симферопольского района, и что заработная плата методисту выплачивалась из соответствующей статьи расходов Учреждения, а не статьи расходов, которая не предусматривает выплату заработной платы работникам Учреждения.

Указанные обстоятельства, по мнению судьи республиканского суда, свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считаю выводы судьи Верховного суда Республики Крым обоснованными. Материалы дела не содержат надлежащих доказательств совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьей республиканского суда соблюден.

Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.

Учитывая изложенное, решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года подлежит оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника МКУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования Симферопольского района Республики Крым» ФИО2, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Д.В. Монмарь