ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4808/2021 от 02.08.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4808/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

2 августа 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Ижевский завод кирпича и керамзита» Чувашова Александра Ивановича, действующего на основании доверенности от 14 января 2021 года на вступившие в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 28 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ижевский завод кирпича и керамзита»,

установила:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 марта 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Ижевский завод кирпича и керамзита» (далее – ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Чувашов А.И. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В силу пунктов 1, 3 статьи 20 Федерального закона № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест» возлагают на юридических лиц обязанность предотвращать неблагоприятное воздействие загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.

ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» в соответствующем приложении устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений (п. 111 приложения-среднесуточная концентрация по взвешенным веществам).

В соответствии с п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК.

Согласно п. 2.1, 2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК.

Пунктом 5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.

Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина ФИО1 поступившего в административный орган 31 июля 2020 года о допущенных нарушениях санитарно - гигиенических требований и требований природоохранного законодательства, приводящих к загрязнению атмосферного воздуха на придомовой территории домов № 92 «А», 92 «Б», расположенных по ул. Баранова г. Ижевска от деятельности ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита», Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике проведено административное расследование в рамках которого назначена и проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза.

Согласно экспертному заключению от 11 сентября 2020 года № 1585, акту санитарно - эпидемиологического обследования от 31 августа 2020 года № 1028, протоколам лабораторных исследований от 31 августа 2020 года №№ 151атм, 152атм от ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита» при осуществлении деятельности по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Олега Кошевого, д.2, не обеспечило соблюдение требований статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил: пункта 2.2., пункта 4.1.1., пункта 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха», ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений». В частности среднесуточная концентрация по взвешенным веществам в атмосферном воздухе на придомовой территории многоквартирного жилого <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> (точка №1) составила 0,21±0,05 мг/мЗ при гигиеническом нормативе ПДК с.с.- 0,15 мг/мЗ, превышение ПДК с.с. в 1,4 раза, на границе расчетной санитарно-защитной зоны (северная сторона) (точка №2) у забора предприятия ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита» составила более 0,69мг/мЗ при гигиеническом нормативе ПДК с.с.- 0,15 мг/мЗ, превышение ПДК с.с. в 4,6 раза.

Согласно расчетам, приведенным в экспертном заключении обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны предприятия, расчетные концентрации на границе санитарно-защитной зоны предприятия по выбрасываемым в атмосферу взвешенным веществам составили 0,35 ПДК, следовательно, предприятие является источником воздействия на среду обитанию и здоровье человека.

Выявленные нарушения явились основанием для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита» и привлечения общества постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанной нормой.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При пересмотре дела судьей Верховного Суда Удмуртской Республики дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, всем доводам жалобы дана оценка.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель выражает несогласие с выводами судов двух инстанций о том, что источником взвешенных веществ в атмосферном воздухе является общество; указывает о том, что судами не учтено, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» аккредитовано на проведение исследования пыли (взвешенных веществ) в атмосферном воздухе в соответствии с методикой, утвержденной РД 52.04.186.-89, полученное экспертное заключение является незаконным.

Указанные доводы были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемых актах. Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.

Отбор проб атмосферного воздуха произведен уполномоченным должностным лицом административного органа на основании поручения руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 21 августа 2020 года также в рамках административного расследования по настоящему делу.

По результатам отбора проб атмосферного воздуха составлены соответствующие протоколы, где зафиксировано место и время совершения процессуальных действий, данные и подписи всех участников, в том числе понятых. Пробы, взятые на содержание вредных химических веществ, упакованы в индивидуальные камеры для взятия проб и образцов и фильтры, обклеены ярлыком для обеспечения сохранности, упакованы и заверены подписями понятых.

Оснований полагать, что при взятии проб и образцов должностными лицами административного органа допущены нарушения, не имеется. Представитель общества о дате месте и времени производства отбора проб был извещен.

Экспертиза назначена и проведена с соблюдением процессуальных требований, предусмотренных статьей 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для отклонения и критической оценки экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от 11 сентября 2020 года у судебных инстанций не имелось.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита» к административной ответственности соблюдены.

Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Выводы судебных инстанций о нарушении ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита» требований статей 11, 20 Федерального закона № 52- ФЗ, пунктов 4.1.1, 5.1, 5.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» не было обеспечено принятие мер по соблюдению санитарно- эпидемиологических требований по эксплуатации инженерно-технического оборудования предприятия (аспирационных систем и систем вентиляции предприятия), в части предотвращения неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и соблюдение гигиенических требований обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха» являются верными.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено ООО «Ижевский завод кирпича и керамзита» в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 28 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ижевский завод кирпича и керамзита», оставить без изменения, жалобу защитника Чувашова Александра Ивановича, действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Ижевский завод кирпича и керамзита» – без удовлетворения.

Судья Е.И. Матыцина

Решение09.08.2021