ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-481/2022 от 26.01.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-481/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 26 января 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника Государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО5. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района города Архангельска от 07.06.2021 , решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 23.08.2021 , состоявшиеся в отношении Государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района города Архангельска от 07.06.2021 , оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 23.08.2021 , Государственное учреждение – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ ФИО4 выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ к административной ответственности) невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (пункты 2,4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782).

Как усматривается из материалов дела, 30.04.2021 при проведении плановой выездной проверки, проведенной должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Архангельской области, установлено, что ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ, отнесенное ко второй категории по гражданско обороне, не выполнило мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, пунктов 2, 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, пунктов 5, 5.1, 5.1.1, 7 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230, не назначен освобожденный работник по гражданской обороне.

Выявленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления 30.04.2021 в отношении ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ протокола (ГО) об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, актом проверки от 30.04.2021 (л.д. 6 - 8), протоколом об административном правонарушении от 30.04.2021 (ГО) (л.д. 3 - 5), выпиской из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (л.д.38), справкой о штатной и фактической численности работников по аппарату ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ (л.д.39 – 41) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае суды установили, что ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ с применением положений пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного ГУ - Архангельское РО Фонда социального страхования РФ правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В ходе производства по делу судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского судебного района города Архангельска от 07.06.2021 , решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 23.08.2021 , состоявшиеся в отношении Государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО6 - без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции