ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4869/2021 от 27.12.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-4869/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 27 декабря 2021 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Майкопу Управления Росгвардии по Республике Адыгея ФИО2 на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от 2 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Майкопу Управления Росгвардии по Республике Адыгея от 3 февраля 2021 года ФИО2 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 1 марта 2021 года постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Майкопу Управления Росгвардии по Республике Адыгея от 3 февраля 2021 года оставлено без изменения.

Решением судьи Верховного суда Республики Адыгея от 2 апреля 2021 года постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Майкопу Управления Росгвардии по Республике Адыгея от 3 февраля 2021 года ФИО2 и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 1 марта 2021 года отменены, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Майкопу Управления Росгвардии по Республике Адыгея ФИО3 ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного суда Республики Адыгея от 2 апреля 2021 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ФИО1 допущены нарушения правил хранения, учёта и выдачи оружия, а именно, пункта 176 Приказа от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814». Нарушения выявленны сотрудниками Управления Росгвардии по Республике Адыгея в ходе проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, проводившейся 1 февраля 2021 года в комнате хранения оружия в помещении, принадлежащем АО «Почта России» и расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на входной двери места хранения оружия и патронов отсутствует бирка с указанием фамилии, инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения, отсутствует приказ о порядке хранения ключей от места хранения оружия, на сейфах отсутствуют бирки с указанием фамилии, имени и отчества ответственного, в сейфе № С 09103102 пистолет не стоял на предохранителе со спущенным курком, решётчатая дверь не была оборудована дополнительно приспособлениями для опечатывания.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 3 февраля 2021 года в отношении ФИО1 постановления об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

С данным постановлением согласился судья городского суда и оставил его без изменения.

Прекращая производство по делу, судья Верховного суда Республики Адыгея указал на отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Положениями части 1 статьи 14, частью 9 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Кроме того, порядок государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия установлен Федеральным законом «Об оружии», а также приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 января 2020 года №8 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 67 Административного регламента, для начала административной процедуры необходимо наличие одного из следующих оснований: поступление в орган государственного контроля (надзора) одного из следующих документов или информации подтверждающих приобретение (получение во временное пользование) оружия и патронов (если оружие и патроны не были представлены к осмотру при их регистрации), о предоставлении права вывоза из Российской Федерации или ввоза в Российскую Федерацию оружия и патронов, задания, направленного уполномоченным должностным лицом, материалов из правоохранительных органов, подтверждающих совершение гражданами, имеющими во владении и (или) в пользовании оружие и патроны, в том числе лицами, ответственными за сохранность и учет оружия и патронов, а также работниками, допущенными к работе с оружием и патронами, преступлений или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административных правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, выявление должностными лицами органа государственного контроля (надзора) факта нарушения гражданином или юридическим лицом правил оборота оружия, состав которого предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или установление сведений о возникновении предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения гражданином или юридическим лицом лицензий либо разрешений, истечение срока исполнения ранее вынесенного предписания, наступление срока проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия у юридических лиц (один раз в полугодие), принятие мотивированного решения в письменном виде о проведении проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов и (или) о периодичности проведения таких проверок руководством уполномоченного подразделения Росгвардии или территориального органа Росгвардии в целях пресечения преступлений, административных правонарушений и противоправных действий.

Таким образом, Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения сотрудниками Управления Росгвардии проверок организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов юридических лиц.

При этом пунктом 67.4 Административного регламента предусмотрено, что такие проверки юридических лиц осуществляются один раз в полугодие.

Согласно пункту 69 Административного регламента, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в течение 2 рабочих дней со дня возникновения оснований для начала административной процедуры, указанных в пункте 67 настоящего Административного регламента, совместно с гражданином или уполномоченным представителем юридического лица по телефону либо по электронной почте (при наличии) определяются дата и время проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов.

Соответственно, исходя из вышеуказанного законоположения, за 2 дня до осуществления проверки организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов юридических лиц должностные лица Управления Росгвардии обязаны поставить в известность уполномоченного представителя юридического лица о предстоящей проверке, согласовав при этом с уполномоченным лицом дату и время ее проведения.

Проведение внеплановой проверки организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов юридических лиц осуществляется только на основании мотивированного решения руководства Управления Росгвардии (уполномоченного подразделения) - подпункт 67.6 Административного регламента.

Однако, как следует из материалов дела об административном правонарушении, а также административного материала в отношении ФИО1, истребованного из ОЛРР по г. Майкопу Управления Росгвардии по Республике Адыгея, доказательств, подтверждающих законность проведения проверки организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в отношении ФИО1 от 10 февраля 2021 года они не содержат.

Сведений о предварительном уведомлении Управлением Росгвардии по Республике Адыгея руководителя или уполномоченного лица УФПС Республики Адыгея - филиала ФГУП «Почта России» о предстоящей проверке обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов, совместном определении даты и времени ее проведения в материалах дела не имеется.

Указанные обстоятельства также подтверждаются ответом на запрос суда директора УФПС Республики Адыгея ФИО4 от 19 апреля 2021 года №Ф01-14/926, согласно которому уведомлений и копий приказов (распоряжений) о назначении и проведении проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от Управления Росгвардии по Республике Адыгея в адрес УФПС не поступало.

Таким образом, при осуществлении проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 1 февраля 2021 года Управлением Росгвардии по Республике Адыгея были допущены требования пункта 67 Административного регламента.

Кроме того, вопреки положениям подпункта 67.4 Административного регламента, устанавливающего, что плановые проверки организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов юридических лиц осуществляются один раз в полугодие, из истребованного судом административного материала следует, что такие проверки сотрудниками Управления Росгвардии по Республике Адыгея в отношении УФПС АО «Почта России» проводились с нарушением установленных законом сроков: 16 июня 2020 года, 29 сентября 2020 года, что также свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства и прав юридического лица.

При этом утвержденный план проверок организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов юридических лиц на 2021 год представителем Управлением Росгвардии по Республике Адыгея в материалы дела об административном правонарушении не представлен.

Считаю выводы судьи Верховного суда Республики Адыгея обоснованными.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности.

Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности ФИО1, повторно обсуждаться не может.

Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от 2 апреля 2021 года подлежит оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Верховного суда Республики Адыгея от 2 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Майкопу Управления Росгвардии по Республике Адыгея ФИО2 – без удовлетворения.

Судья

Решение27.01.2022