ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-488/2022 от 18.02.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-7477/2021 (№ 16-488/2022)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 18 февраля 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» Петелина А.Д. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 апреля 2021 года № 341-2021, решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 20 июля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» Петелина А.Д.,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 апреля 2021 года № 341-2021, оставленным без изменения решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 20 июля 2021 года (№ 12-28/2021), решением судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2021 года (№ 7-803/2021), генеральный директор акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» (далее - АОр «НП «ЧРУ») Петелин А.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Петелин А.Д. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, считая их незаконными.

Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 21 января 2022 года.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подп. 2, 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (ч. 4 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы (ССОП). Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» плодородный слой почвы, не использованный сразу в ходе работ, должен быть сложен в бурты, соответствующие требованиям ГОСТ 17.5.3.04-83. Поверхность бурты и его откосы должны быть засеяны многолетними травами, если срок хранения плодородного слоя почвы превышает два года. Плодородный слой почвы может храниться в буртах в течение 20 лет. Под буры должны быть отведены непригодные для сельского хозяйства участки или малопродуктивные угодья, на которых исключаются подтопление, засоление и загрязнение промышленными отходами, твердыми предметами, камнем, щебнем, галькой, строительным мусором.

В соответствии с ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы (ССОП). Земли. Общие требования к рекультивации земель» при открытых горных работах рекультивации подлежат внутренние и внешние отвалы, карьерные выемки и другие территории, нарушенные горной деятельностью. При рекультивации отвалов и карьерных выемок должны выполняться следующие требования: предварительное снятие и складирование плодородного слоя почвы в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02, селективная разработка потенциального плодородных вскрышных пород в объемах, необходимых для создания рекультивационного слоя соответствующих параметров.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Росприроднадзора по Челябинской области на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, Положения об Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27 августа 2019 года № 501, во исполнение приказов руководителя Уральского межрегионального управления Росприоднадзора от 19 января 2021 года № 97, от 05 марта 2021 года № 340, плана контрольно-надзорной деятельности Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на 2021 год, утвержденного приказом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30 октября 2020 года № 1199, проведена плановая выездная проверка в отношении АОр «НП «ЧРУ», которое осуществляет разработку месторождений полезных ископаемых на трех месторождениях: Нижне-Уельское месторождение участок «Бугор», расположенное на восточном склоне Южного Урала в 2,0 км на юго-запад от железнодорожной станции «Нижне-Увельская» (снято плодородного слоя 7,6 т.м3); Нехаевское месторождение каолинитовых глин, которое находится на территории Увельского района Челябинской области и расположено в 5 км южнее станции «Нижне-Увельская» Южноуральской железной дороги, в 500 м западнее железной линии Екатеринбург-Оренбург (снято плодородного слоя 4,5 т.м3); Галяминское месторождение формовочных песков, которое расположено в Челябинской области в 80 км к югу от города Челябинска, в 10 км восточнее города Южноуральск и в 4 км к северо-востоку от ж/д станции «Нижне-Увельская» (снято плодородного слоя 0,5 т.м3).

В ходе проведения плановой выездной проверки государственным инспектором установлено, что на каждом месторождении зафиксировано размещение плодородного слоя почвы, при вскрышных работах, на буртах горной выработки, то есть плодородный слой почвы не вывозится с рабочих площадок, а сталкивается на бурты будущей горной выработки.

В ходе осмотра осуществлена фотосъемка и составлен акт обследования территории № 97 от 18 февраля 2021 года, а также протокол об административном правонарушении от 14 апреля 2021 года № 341-2021, в котором зафиксированы выявленные нарушения собственником земельного участка требований ст. 1, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Фактические обстоятельства невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ при вынесении постановления должностного лица и судебных решений.

Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств не имеется. Собранные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины генерального директора АОр «НП «ЧРУ» Петелина А.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не установлено время совершения административного правонарушения, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, является длящимся, а потому, исходя из положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, разъяснений, изложенных в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», днем совершения вмененного правонарушения является день выявления уполномоченным должностным лицом административного органа – 19 февраля 2021 года (день обследования земельных участков, который указан как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении должностного лица (л.д. 23, 29, 57-63)).

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в решениях, не согласиться с которой оснований не имеется.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции, достоверно установив факт нарушения требований по надлежащему использованию месторождений, что выразилось в размещении плодородного слоя почвы при вскрышных работах на буртах горной выработки, пришли к обоснованным выводам о том, что генеральный директор АОр «НП «ЧРУ» Петелин А.Д. нарушил вышеприведенные требования закона, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, вынесшим постановление, и судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений законодательства, подлежащих применению к указанным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса. Противоречий между представленными в дело доказательствами не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора АОр «НП «ЧРУ» Петелин А.Д. составлен уполномоченным должностным лицом, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.

О рассмотрении дела должностным лицом генеральный директор АОр «НП «ЧРУ» Петелин А.Д. был уведомлен надлежащим образом, однако на рассмотрение дела не явился, ходатайств об отложении не представил, распорядившись своими процессуальными правами по своему собственному усмотрению.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении генерального директора АОр «НП «ЧРУ» Петелина А.Д. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание в виде предупреждения назначено с учетом ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

При рассмотрении жалоб на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 28 апреля 2021 года № 341-2021, решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 20 июля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» Петелина А.Д., оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Тетюев С.В.