ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4916/2023 от 28.11.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-4916/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 28 ноября 2023 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Пермского края Иванова А.В. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от 12 января 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ильиной Светланы Леонидовны,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от 12 января 2023 года в отношении директора ГБУ Пермского края «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ильиной С.Л. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ввиду малозначительности совершенного деяния на основании статьи 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

В протесте прокурор выражает несогласие со вступившим в законную силу постановлением мирового судьи, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Ильиной С.Л. представлены возражения на доводы протеста, в которых она просит оставить его без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста, прихожу к следующему.

В соответствии с положениями статьи 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из представленных материалов следует, что директор ГБУ Пермского края «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ильина С.Л. в нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не сообщила в 10-дневный срок о заключении трудовых договоров № 138/22 от 29 апреля 2022 года и № 337/22 от 09 ноября 2022 года с Котеговой А.П., уволенной 25 апреля 2022 года с должности главного специалиста территориального управления администрации Еловского муниципального округа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ Пермского края «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ильиной С.Л.

Мировой судья по результатам рассмотрения дела пришел к выводу, что совершенное Ильиной С.Л. деяние хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, отсутствия тяжких последствий, направления уведомления до вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания его малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Между тем, мировым судьей не учтена правовая позиция, сформулированная в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которой административное правонарушение, предусмотренное статьёй 19.29 КоАП РФ, может быть признано малозначительным, если не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» информации).

В нарушение требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сообщение о заключении двух трудовых договоров с Котеговой А.П. направлено 28 ноября 2022 года, то есть после установленного законом 10-дневного срока, что повлекло несвоевременное получение нанимателем (работодателем) по последнему месту работы Котеговой А.П. необходимой для целей данного закона информации.

Указанному обстоятельству мировым судьей правовая оценка не дана.

КоАП РФ допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (статья 2.9).

В тоже время административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, добровольного устранения последствий правонарушения, возмещения причиненного ущерба (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 1650-О).

Аналогичная правовая позиция сформулирована в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В данном случае положенные в основу решения о признании вменяемого должностному лицу административного правонарушения малозначительным выводы мирового судьи о том, что нарушения законодательства о противодействии коррупции устранены до возбуждения дела об административном правонарушении, не учитывают смысл приведенных выше положений действующего законодательства, особенности состава правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 КоАП РФ.

Установление обязанности работодателя сообщать в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Тем самым нормы статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ориентированы на обеспечение безопасности государства, а потому пренебрежение ими не может рассматриваться как малозначительное административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Вместе с тем, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

КоАП РФ предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенное мировым судьей нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, повлияло на исход рассматриваемого дела. Следовательно, в данном случае имеются основания для отмены опротестованного прокурором судебного акта.

Поэтому принятый по настоящему делу судебный акт законным признан быть не может, подлежит отмене, и с учетом того, что на момент рассмотрения настоящего протеста судьей кассационного суда срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края.

Возражения Ильиной С.Л. доводы протеста не опровергают, сводятся к отсутствию ее вины в совершении правонарушения в связи с осуществлением кадровой работы ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», что также не относится к обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края от 12 января 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Государственного бюджетного учреждения Пермского края «Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Ильиной Светланы Леонидовны отменить.

Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 4 Чайковского судебного района Пермского края.

Судья Т.Н. Чиркова