ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |
№ 16-491/2020 | |
г. Пятигорск |
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», предприятие) ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего Государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06 марта 2019 года, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 19 сентября 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего Государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06 марта 2019 года серия СК № 009865, оставленным без изменения решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 19 сентября 2019 года, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 27 ноября 2019 года указанное постановление старшего Государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06 марта 2019 года и решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 19 сентября 2019 года изменены путем указания в описательно-мотивировочных частях места совершения административного правонарушения: город Ессентуки, <...> (местонахождение филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Межрайводоканал»). В остальном обжалуемые акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ФИО1 просит отменить обжалуемые акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 20 указанного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Согласно пункта 4 Правил, к требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.
Пункт 5 Правил предусматривает, что при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 названных Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении № 2 к данному приказу (далее - Перечень).
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.
Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.
В силу пункта 8 Правил обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей); наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году» (далее - Постановление Правительства № 876) установлено, что в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
Согласно пункту 16.3 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее - Приказ № 287), к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2019 года на основании распоряжения заместителя начальника Межрегионального Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 029228 от 04 февраля 2019 года должностным лицом Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена внеплановая проверка ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».
В ходе проверки установлено, что 21 февраля 2019 года при осуществлении деятельности по перевозке грузов по путевым листам: № 720 от 30 января 2019 года; № 692 от 29 января 2019 года и 8472 от 29 декабря 2018 года, в нарушение пункта 16.3 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее - Приказ № 287), пункта 8 Правил, статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ у ФИО2, назначенного приказом филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Предгорный «Межрайводоканал» от 11 января 2019 года № 3402-14 ответственным лицом за организацию работы по безопасности дорожного движения, отсутствовала аттестация на право занимать соответствующую должность.
Таким образом, в рамках проверки выявлены факты нарушения требований о наличии профессиональных и квалификационных требований к работнику предприятия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» данного административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2019 года (л.д. 84), актом проверки органом государственного контроля юридического лица от 21 февраля 2019 года (л.д. 91-92), приложением к акту проверки (л.д. 93-94), путевыми листами (л.д. 15-18) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывают, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Действия ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» квалифицированы по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области безопасности дорожного движения.
Доводы жалобы о необоснованности привлечения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, полагая, что юридическое лицо не является субъектом правонарушения в связи с тем, что не осуществляет перевозки пассажиров, грузов и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, а эксплуатирует транспортные средства для собственных нужд, являются несостоятельными, и не влекут отмену актов, принятых по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
Доводы жалобы, что ФИО2 прошел соответствующую аттестацию является несостоятельным, поскольку аттестацию проходил с 25 января 2019 года по 04 февраля 2019 года (л.д. 109 оборот), а путевые листы выписывались 29 и 30 января 2019 года, то есть до окончания ФИО2 обучения.
Вместе с тем заслуживает внимание довод жалобы о нарушении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» профессиональных и квалификационных требований к ФИО2 при заполнении путевого листа № 8472 от 29 декабря 2018 года, поскольку ФИО2 был назначен ответственным за безопасность дорожного движения 11 января 2019 года и до указанной даты наличие у него соответствующих профессиональных и квалификационных требований не требовалось.
Таким образом, из мотивировочной части обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов следует исключить указание о нарушении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к ФИО2, как к ответственному за безопасность дорожного движения, при осуществлении перевозки по путевому листу № 8472 от 29 декабря 2018 года.
Протокол об административном правонарушении в отношении предприятия составлен уполномоченным должностным лицом органа государственного транспортного надзора.
Административное наказание назначено ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» согласно санкции части 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неправильном применении должностным лицом и судебными инстанциями норм материального права, имеющие для разрешения дела правовое значение, аналогичны по существу доводам, которые были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление старшего Государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06 марта 2019 года серия СК № 009865, решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 19 сентября 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 27 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из описательно-мотивировочных частей указание на нарушение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, при осуществлении перевозки по путевому листу № 8472 от 29 декабря 2018 года, в остальной части акты оставить без изменения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
судья районного суда Буренко А.А.
судья краевого суда Корнушенко О.Р.