ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4929/2021 от 22.09.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-4929/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 22 сентября 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника администрации города Кудымкара Меликова А.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю № 56-18-32/2-2021 от 25 марта 2021 года, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 27 мая 2021 года (дело № 12-88/2021), вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации города Кудымкара,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю № 56-18-32/2-2021 от 25 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 27 мая 2021 года (дело № 12-88/2021), администрация города Кудымкара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 39 894 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных по настоящему делу, ссылаясь на их незаконность и необходимость прекращения производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с диспозицией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

К государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (приложение № 32) (далее - Правила).

Согласно подп. «а» п. 1 Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, в том числе на создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок утверждается Министерством спорта Российской Федерации (п. 8 Правил).

Во исполнение п. 8 Правил, приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019 года № 1134 утвержден Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (приложение № 2).

Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1324-п утверждена государственная программа «Спортивное Прикамье». В рамках данной программы утверждена подпрограмма 1 «Развитие физической культуры и массового спорта», основными мероприятиями которой являются: развитие массового спорта и физической культуры в Пермском крае, федеральный проект «Спорт - норма жизни», включающий в себя мероприятие - оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 года № 158-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок). Данный Порядок определяет цели, условия, механизм предоставления и расходования субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов и городских (муниципальных) округов Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, а также порядок возврата субсидий, порядок предоставления отчетности об их использовании.

В соответствии с п. 2.1 Порядка субсидии имеют целевое назначение и направляются на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

Подпунктом 2.2.1 Порядка установлено, что субсидии предоставляются на создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Согласно подп. 2.3.1 Порядка средства субсидии направляются на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО), согласно перечню, утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации.

Субсидии расходуются в соответствии с их целевым назначением. Использование их на цели, не предусмотренные настоящим Порядком, не допускается (п. 2.5 Порядка).

Как следует из материалов дела, в период с 28.01.2021 года по 08.02.2021 года Управлением Федерального казначейства Пермского края в отношении Администрации города Кудымкара проведена выездная проверка, предмет проверки: предоставление и использование средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта». 08.02.2021 года по результатам проверки составлен акт.

В ходе проверки установлено, что 17.01.2020 года между Министерством физической культуры и спорта Пермского края, которому как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий местным бюджетам, и Администрацией города Кудымкара, заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием № 57851000-1-2019-006.

Предметом соглашения является предоставление из бюджета Пермского края в 2019-2021 годы бюджету Муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» субсидии на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по КБК 8611102051Р552280521 в рамках регионального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (спорт - норма жизни)» подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» государственной программы Пермского края «Спортивное Прикамье», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1324-п. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципалитета на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составил в 2020 году в размере <данные изъяты> рублей. Общий размер субсидии в целях софинансирования составил в 2020 году <данные изъяты> рублей.

Постановлением Администрации города Кудымкара от 17.12.2015 года № 1545-01-02 Муниципальное бюджетное учреждение спорта г. Кудымкара «Стадион Парма» (далее - МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма») наделено полномочиями центра тестирования ГТО по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта на территории Муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар».

19.03.2020 года Администрация города Кудымкара заключила соглашение с МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма» о предоставлении субсидии на иные цели, предметом которого является предоставление из бюджета г. Кудымкара МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма» субсидии на мероприятия «Устройство спортивно-технологического оборудования для проведения тестирования населения в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» в сумме 2654988 рублей 38 копеек. Данным соглашением предусмотрено право Администрации города Кудымкара осуществлять внутренний финансовый контроль соблюдения учреждением целей и условий, предусмотренных соглашением, а также за своевременным и полным представлением учреждением отчета об использовании субсидии, прекращать предоставление субсидий в случае установления фактов нецелевого использования и принимать меры к взысканию средств, использованных не по целевому назначению. В обязанность учреждения вменено использовать субсидии по целевому назначению, указанному в приложении к соглашению.

22.04.2020 года МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма» и индивидуальный предприниматель <данные изъяты> заключили муниципальный контракт № 08566000007200000360001 на выполнение работ по устройству спортивной площадки (устройство спортивно-технологического оборудования для проведения тестирования населения в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне»). Цена контракта определена на сумму 2654988 рублей 38 копеек. Установлен порядок оплаты выполненных подрядчиком работ, согласно которому оплата выполненных работ осуществляется заказчиком по безналичному расчету платежным поручением в течение 15 рабочих дней после подписания акта приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат на основании счета и (или) счета-фактуры подрядчика за счет субсидий местного бюджета, бюджета Пермского края и федерального бюджета.

Техническим заданием (приложение № 1 к муниципальному контракту) определены виды работ, а именно: площадка под строительный городок (снятие растительного слоя, планировка и уплотнение грунта), монтаж конструкций (разборка железобетонных конструкций, устройство щебеночного основания, устройство бетонной подготовки, монтаж спортивного оборудования (тренажеров). Перечень оборудования определен в приложении № 1 к техническому заданию.

21.10.2020 года МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма» приняты работы, выполненные индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> на сумму 2654988 рублей 38 копеек, о чем составлен и подписан акт, в том числе приняты работы по разработке грунта, по планировке площадей механизированным способом, по приобретению и установке бортовых камней, по устройству и выравниванию оснований из песка, по устройству фундаментных плит железобетонных, по устройству оснований из щебня и др.

Согласно распоряжению Администрации города Кудымкара от 24.12.2020 года № 124-01-06 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Кудымкара от 10.07.2020 года № 68-01-06 «Об определении уполномоченного органа» учредитель МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма» - Администрация города Кудымкара является уполномоченным органом по перечислению денежных средств подрядной организации за выполнение работы по муниципальному контракту от 22.04.2020 года № 08566000007200000360001 в рамках реализации муниципальной программы «Физическая культура и спорт в Муниципальном образовании «Городской округ - город Кудымкар», утвержденной постановлением Администрации города Кудымкара от 15.02.2018 года № 154-01-02, за счет средств, полученных бюджетом города Кудымкара по соглашению о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» государственной программы «Спортивное Прикамье» № 57851000-1-2019-006 от 17.01.2020 года, заключенного между Администрацией города Кудымкара и Министерством физической культуры и спорта Пермского края.

25.12.2020 года к муниципальному контракту от 22.04.2020 года № 08566000007200000360001 между МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма», ИП <данные изъяты> (подрядчик) и Администрацией города Кудымкара было заключено дополнительное соглашение № 3, согласно которому на основании распоряжения Администрации города Кудымкара от 24.12.2020 года № 124-01-06 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Кудымкара от 10.07.2020 года № 68-01-06 «Об определении уполномоченного органа» и в связи с технической ошибкой в подсистеме бюджетного планирования ГИС «Электронный бюджет» при заключении дополнительного соглашения между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и Администрацией города Кудымкара, Администрация взяла на себя обязательства по оплате работ по муниципальному контракту. Установлен порядок оплаты выполненных подрядчиком работ - оплата выполненных работ осуществляется заказчиком по безналичному расчету платежным поручением в течение 15 рабочих дней после подписания акта приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат на основании счета и (или) счета-фактуры подрядчика за счет субсидий местного бюджета, бюджета Пермского края и федерального бюджета.

Оплата поставленного оборудования и выполненных работ по муниципальному контракту № 08566000007200000360001 от 22.04.2020 года, заключенного между МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма» и индивидуальный предприниматель <данные изъяты> произведена Администрацией города Кудымкара по заявке на кассовый расход от 26.12.2020 года № 0000-003088 (платежное поручение от 28.12.2020 года № 722498) на сумму 2654988 рублей 38 копеек.

В силу государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», сводной бюджетной росписью бюджета Муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» на 2020 года и плановый период 2021-2022 годы «Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием на условиях софинансирования из федерального бюджета и бюджета Пермского края», бюджетные ассигнования по оплате работ по строительству площадки для установки спортивно-технологического оборудования за счет средств субсидии не предусмотрены.

Однако, в нарушение ст. 38, п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ, приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019 года № 1134, п.п. 2.3 и 2.5 постановления Правительства Пермского края от 14.09.2019 года № 158-п Администрация города Кудымкара за счет средств субсидии из федерального бюджета на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием произвела оплату строительных работ, не относящихся к монтажу приобретаемого оборудования, на сумму 797882 рубля 64 копейки, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Администрации города Кудымкара протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ и привлечения к административной ответственности по указанной норме.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Деяние юридического лица, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса.

Все доводы жалобы были рассмотрены судами нижестоящих инстанций и правомерно отклонены, поскольку не опровергают факта совершения администрацией города Кудымкара вмененного административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы действия администрации города Кудымкара образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина (в форме умысла) в совершении правонарушения установлена и подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что условия приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019 года № 1134, п.п. 2.3 и 2.5 Постановления Правительства Пермского края от 14.03.2019 года №158-п не предусматривают возможность оплаты строительных работ, не относящихся к монтажу приобретаемого оборудования, за счет средств субсидии из федерального бюджета на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне», в связи с чем оплата Администрацией города Кудымкара строительных работ по муниципальному контракту № 08566000007200000360001 от 22.04.2020 года, заключенному между МБУС г. Кудымкара «Стадион Парма» и индивидуальный предприниматель <данные изъяты> на сумму 797882 рубля 64 копейки привела к нецелевому использованию бюджетных средств.

Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым в постановлении об административном правонарушении дана надлежащая правовая оценка, а также к переоценке выводов судов при рассмотрении жалоб на постановление, которые подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, отвечающими требованиям допустимости, что нашло отражение в судебных решениях.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Несогласие с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи Кодекса.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю № 56-18-32/2-2021 от 25 марта 2021 года, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 27 мая 2021 года (дело № 12-88/2021), вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации города Кудымкара, оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Кудымкара Меликова А.Н. – без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина