ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4930/2021 от 08.09.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-4930/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 08 сентября 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника администрации Частинского муниципального округа Пермского края - ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Большесосновского судебного района Пермского края от 14 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Частинского муниципального округа Пермского края,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Большесосновского судебного района Пермского края от 14 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 15 июня 2021 года, администрация Частинского муниципального округа Пермского края (далее также - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации ФИО1 выражает несогласие с вынесенными судебными актами, просит об отмене постановления мирового судьи.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 19 января 2021 года в 13 часов 00 минут на основании распоряжения и.о.министра территориальной безопасности Пермского края от 23.12.2020 г. № 1 проведена внеплановая документарная проверка выполнения администрацией Частинского муниципального округа Пермского края требований и мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативно правовыми актами Российской Федерации по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что администрация допустила нарушения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а именно:

в нарушение подпункта «а» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 29 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» созданный в соответствии с постановлением администрации Частинского муниципального района Пермского края от 10.11.2015 № 249 аварийно-спасательный отряд не аттестован в установленном порядке, не заключен договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием;

в нарушении подпунктов «в», «м» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктов 6, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, пунктов 7, 9, 10, 25, 26, 27, 29, 30 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365, не создана и не поддерживается в постоянной готовности муниципальная (местная) система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (МАСЦО), не проводятся проверки ее работоспособности (в период действия до 01.01.2021 действовали Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России от 25.07.2006 № 422 пункты 4, 10, 25).

В связи с указанными обстоятельствами ведущим консультантом отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу о доказанности представленными в материалы дела доказательствами вины администрации в совершении вмененного административного правонарушения, в связи с чем вынес постановление о назначении административного наказания.

Рассматривая жалобу на постановление, судья районного суда согласился с выводами мирового судьи о доказанности вины администрации, сделал вывод о соблюдении порядка привлечения ее к административной ответственности, отклонив доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Принимая во внимание положения части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должен был проверить дело в полном объеме, в том числе выполнить требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные требования судьей районного суда не выполнены.

В жалобе на постановление защитником приводился довод о составлении протокола неуполномоченным лицом. Отклоняя его, судья указал на право составления протоколов должностными лицами органов исполнительной власти субъектов, в настоящем случае протокол правомерно составлен должностным лицом органа, осуществляющего региональный государственный надзор, поскольку надзор осуществлялся в отношении деятельности органа местного самоуправления.

Между тем, судьей оставлен без внимания с учетом доводов жалобы вопрос того, обладает ли конкретное должностное лицо - ведущий консультант отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края правом на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 7 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из положений части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, в указанных случаях устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно части 6.3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наряду со случаями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом и совершенных на территориях субъектов Российской Федерации, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Согласно пунктам 3 и 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1418, государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции.

Порядок осуществления регионального государственного надзора устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом настоящего Положения.

Постановлением Правительства Пермского края от 02.09.2016 № 686-п утверждено Положение о порядке организации и обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Пермском крае (далее - Положение).

Пункт 1.1 Положения устанавливает порядок осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (далее - региональный государственный надзор).

Предметом регионального государственного надзора является проверка выполнения органами местного самоуправления Пермского края, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что региональный государственный надзор осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора.

Министерство территориальной безопасности Пермского края, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.03.2017 № 97-п, является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по формированию региональной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Согласно пункту 2.2.5 данного Положения о Министерстве территориальной безопасности организация и осуществление в установленном порядке регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края относится к задачам Министерства территориальной безопасности Пермского края.

С учетом норм Положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края именно оно является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

В тоже время, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует, что конкретное должностное лицо Министерства территориальной безопасности Пермского края - ведущий консультант отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора являлся лицом, полномочным на составление протокола в настоящем случае.

Согласно пункту 1.6 Постановления № 686-п перечень должностных лиц уполномоченного органа, уполномоченных осуществлять региональный государственный надзор, определяется руководителем уполномоченного органа. Из положений пункта 3.1.4 Положения должностные лица уполномоченного органа, осуществляющие региональный государственный надзор, в пределах своей компетенции имеют право, составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что судьей не предприняты меры по проверке полномочий должностного лица - ведущего консультанта отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края по составлению протокола об административном правонарушении его должностным обязанностям, не истребовалась информация о том, определен ли руководителем уполномоченного органа перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять региональный государственный надзор, включена ли должность лица, составившего протокол, в данный перечень.

Изложенное свидетельствует, что дело рассмотрено судьей районного суда без надлежащего исследования материалов дела и подлежащих рассмотрению доводов жалобы защитника, всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, чтобы исключить все возникающие сомнения законности привлечения лица к административной ответственности, судья не предпринял, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях им не соблюдены, что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для отмены решения судьи и возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение жалобы в Большесосновский районный суд Пермского края.

При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку доводам жалобы защитника, в том числе относительно полномочий должностного лица на составление протокола, истребовать необходимые доказательства для выяснения имеющих значение обстоятельств, принять по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 15 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Частинского муниципального округа Пермского края отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Большесосновский районный суд Пермского края.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова