ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4930/2022 от 05.08.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4930/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 5 августа 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Запольского Д.Е. на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России) от 10 июня 2021 года №59 и решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 23 сентября 2021 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее также – Департамент) Запольского Д.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Орловского УФАС России от 10 июня 2021 года №59, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 23 сентября 2021 года, исполняющий обязанности руководителя Департамента Запольский Д.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Запольский Д.Е. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Запольского Д.Е. к административной ответственности) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 названного Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения постановлением руководителя Орловского УФАС России от 10 июня 2021 года №59 исполняющего обязанности руководителя Департамента Запольского Д.Е. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, явилось следующее.

21 августа 2019 года в информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено «Извещение о проведении конкурсного отбора масштабных инвестиционных проектов, соответствующих одному из критериев, установленных частью 1 статьи 3 Закона Орловской области от 4 декабря 2015 года №1884-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового значения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» (далее - Закон Орловской области от 4 декабря 2015 года №1884-ОЗ) (идентификационный номер 0568, далее – извещение).

Согласно извещению конечным результатом конкурсного отбора масштабных инвестиционных проектов является предоставление победителю конкурсного отбора права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для реализации заявленного победителем масштабного инвестиционного проекта по решению Губернатора Орловской области.

Реализация масштабного инвестиционного проекта планировалась на земельном участке с кадастровым номером , местоположение: ФИО1 , корпус 5, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), площадью 5100 кв.м.

Извещением также предусмотрены критерии и порядок оценки масштабных инвестиционных проектов, определены содержание заявления на участие в конкурсном отборе и перечень прилагаемых к нему документов.

Заявления о предоставлении права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта предоставляются в Департамент.

3 сентября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Титан» (далее - ООО «Титан», общество) обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта.

Исполняющий обязанности руководителя Департамента Запольский Д.Е. письмом от 16 сентября 2019 года № 473-з отказал ООО «Титан» в рассмотрении заявления указав, что представленное названным юридическим лицом заявление о предоставлении права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов не соответствует установленным критериям. В справке от 29 августа 2019 года №85736 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, представленной ООО «Титан», имеются сведения о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации и выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года), а также в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) датой внесения в ЕГРЮЛ записи о регистрации ООО «Титан» в качестве юридического лица указано 19 октября 2015 года, что свидетельствует об отсутствии опыта работы, связанного с предметом реализации масштабного инвестиционного проекта (строительства жилых помещений), за 5 лет, предшествующие дате подачи заявления. ООО «Титан» не представлены документы и на официальных интернет ресурсах, посвященных строительству многоквартирных домов, в частности, на сайте наш.дом.рф, отсутствует информация, подтверждающая наличие у данного юридического лица опыта строительства такого рода объектов. Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области при рассмотрении межведомственного запроса о подготовке заключения о возможности (невозможности) реализации масштабного инвестиционного проекта установлено, что земельный участок с кадастровым номером , с учетом сложившейся градостроительной ситуации, наличия инженерных коммуникаций, а также необходимости обеспечения транспортной и пешеходной доступности, рекомендуется для размещения объекта капитального строительства - многоквартирный дом этажностью 12-14 этажей с ориентировочным процентом застройки 27 процентов (без необходимости проведения дополнительных разрешительных процедур согласно статьям 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Размещение жилого дома в 17 этажей в границах указанного земельного участка в условиях сложившейся градостроительной ситуации не представляется возможным. В рамках межведомственного взаимодействия администрацией города Орла также установлено, что, с учетом действующих Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» и установленных ими предельных параметров разрешенного строительства, строительство объекта с заявленными показателями в 17 этажей общей площадью 9 000 кв.м. невозможно. Администрацией города Орла также указано о том, что масштабным инвестиционным проектом ООО «Титан» предусматриваются значительные сроки реализации проекта - 3 года, что в условиях необходимости скорейшей реализации программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда не может удовлетворять муниципалитет. Администрацией города Орла сделан вывод о том, что заявление ООО «Титан» не соответствует установленным критериям.

Решением Орловского УФАС России от 15 марта 2021 года по делу №057/01/17-818/2020 в действиях Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области установлен факт нарушения пунктов 2,3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении конкурсного отбора масштабных инвестиционных проектов, установленных частью 1 статьи 2 Закона Орловской области от 4 декабря 2015 года №1884-ОЗ в части необоснованного отказа в допуске ООО «Титан» к участию в названном конкурсном отборе.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу Запольского Д.Е., поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 23 сентября 2021 года постановление должностного лица оставил без изменения.

Вместе с тем с принятым по делу судебным актом согласиться нельзя ввиду следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка конкурсного отбора масштабных инвестиционных проектов, соответствующих одному из критериев, установленных частью 1 статьи 3 Закона Орловской области от 4 декабря 2015 года N 1884-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов», в целях предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, утвержденного Указом Губернатора Орловской области от 12 апреля 2018 года N 210 (далее – Порядок №210), Департамент принимает заявления к рассмотрению или отказывает в рассмотрении заявлений по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктами 7 и 8 Порядка подготовки распоряжения Губернатора Орловской области о предоставлении права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для размещения объекта социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 11 апреля 2016 года N 116 (далее – Порядок предоставления права).

Согласно пункту 7 Порядка предоставления права уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления в случае, если: 1) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо или заявление не содержит сведений, предусмотренных пунктом 3 названного Порядка; 2) к заявлению приложены документы, состав и содержание которых не соответствуют требованиям, указанным в пункте 4 указанного Порядка; 3) выявлены основания, указанные в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствующие предоставлению земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; 4) выявлен факт представления заявителем недостоверных сведений.

Аналогичные основания отказа в допуске заявителя к конкурсному отбору предусмотрены пунктом 6 Порядка №210.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления права в случае подачи заявления в отношении масштабного инвестиционного проекта, соответствующего критерию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона Орловской области от 4 декабря 2015 года N 1884-ОЗ, дополнительно представляются, в том числе сведения о наличии опыта работы, связанного с предметом реализации масштабного инвестиционного проекта (строительства жилых помещений), за 5 лет, предшествующие дате подачи заявления; сведения об отсутствии у юридического лица недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Порядка №210, пункту 6 Порядка предоставления права Департамент в срок не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления (первого и последующих) в целях принятия решения о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в рассмотрении заявления, а также установления возможности реализации на указанном в заявлении земельном участке масштабного инвестиционного проекта направляет межведомственные информационные запросы о подготовке заключения о возможности (невозможности) реализации на указанном в заявлении земельном участке масштабного инвестиционного проекта в Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области и в администрацию муниципального района Орловской области и соответствующего поселения либо в администрацию городского округа, городского поселения Орловской области, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок.

В силу пункта 10 Порядка предоставления права при поступлении из Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области заключения о несоответствии объекта социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения или масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Орловской области, Департамент в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления данного заключения направляет заявителю письменное уведомление об отказе в предоставлении ему права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов для размещения объекта или реализации масштабного инвестиционного проекта с приложением копии заключения о несоответствии объекта социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения или масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным Законом Орловской области.

Согласно пункту 11 Порядка определения соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Орловской области от 4 декабря 2015 года N 1884-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов", утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 11 апреля 2016 года N 116, основанием для подготовки заключения о несоответствии объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, установленным Законом Орловской области, является вывод, содержащийся в ответе органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, в который направлялся межведомственный информационный запрос, или сформированный Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области в соответствии с пунктом 5 названного Порядка о несоответствии объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения одному из критериев, установленных Законом Орловской области, а также установление факта представления заявителем недостоверных сведений.

При обжаловании постановления по делу об административном правонарушении Запольский Д.Е., в числе прочих доводов, указывал о наличии у ООО «Титан» задолженности перед бюджетом, отсутствии у общества опыта работы, связанного с предметом реализации масштабного инвестиционного проекта (строительства жилых помещений), за 5 лет, предшествующие дате подачи заявления, а также о том, что согласно заключению Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области размещение 17-этажного дома, предусмотренного инвестиционным проектом ООО «Титан», на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0040307:89 не представляется возможным в условиях сложившейся градостроительной ситуации.

Вместе с тем, судьей районного суда указанные доводы и обстоятельства должным образом не проверялись, надлежащая оценка им не дана.

Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при разрешении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должен проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобе и в возражениях на нее (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.

Вместе с тем требования указанных норм судьей районного суда не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалобы не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 23 сентября 2021 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Орла.

При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 23 сентября 2021 года, вынесенное в отношении исполняющего обязанности руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области Запольского Д.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Орла.

Судья А.В. Поддымов