ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4950/2023 от 14.09.2023 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4950/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 14 сентября 2023 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Калужской области Орлова В.Н. на вступившее в законную силу решение судьи Калужского областного суда от 9 июня 2023 года, состоявшееся в отношении исполняющей обязанности заместителя министра – начальника управления информатизации в сфере здравоохранения и организационно-контрольной работы министерства здравоохранения Калужской области Шишкиной И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 4 апреля 2023 года исполняющая обязанности заместителя министра – начальника управления информатизации в сфере здравоохранения и организационно-контрольной работы министерства здравоохранения Калужской области Шишкина И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Калужского областного суда от 9 июня 2023 года постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 4 апреля 2023 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.

В протесте, принесенном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Калужской области Орлов В.Н. просит об отмене решения судьи областного суда, считая его незаконным, и возвращении дела на новое рассмотрение.

Шишкина И.В., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении прокурором протеста, представила возражения, в которых указывает о законности решения судьи областного суда.

Рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Об этом указано в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В связи с этим оснований для уведомления прокуратуры Калужской области о месте и времени рассмотрения настоящего протеста не имеется.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов протеста и возражений на него позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения постановлением заместителя прокурора Калужской области от 6 февраля 2023 года в отношении исполняющей обязанности заместителя министра – начальника управления информатизации в сфере здравоохранения и организационно-контрольной работы министерства здравоохранения Калужской области Шишкиной И.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в данном акте выводы о том, что между Минздравом России и Правительством Калужской области заключено соглашение от 29 декабря 2021 года № 056-09-2022-050 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию регионального проекта «Создание единого контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)».

Региональным ведомством, ответственным за реализацию данного проекта, является министерство здравоохранения Калужской области (на основании соглашения о реализации регионального проекта от 31 января 2019 года № 056-2019-N7009-1, руководителем проекта является министр здравоохранения области).

Условиями соглашения о предоставлении субсидии от 29 декабря 2021 года № 056-09-2022-050 предусмотрено, что Правительство Калужской области обеспечивает представление в Минздрав России в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчет о достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно приложению № 4 к соглашению, в том числе ежегодный отчет не позднее 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 4.3.5 соглашения). В соответствии с данным условием отчет за 2022 год необходимо представить в Минздрав России не позднее 20 января 2023 года.

В ходе прокурорской проверки установлено, что по состоянию на 24 января 2023 года указанный отчет за 2022 год не сформирован и в Минздрав России не представлен. Данный отчет направлен министерством здравоохранения области в Минздрав России 25 января 2023 года.

Таким образом, министерством здравоохранения области, являющимся получателем средств федерального бюджета (предоставлен межбюджетный трансферт), нарушено условие соглашения о предоставлении субсидии в части своевременности представления в Минздрав России необходимой отчетности (нарушено условие предоставления (расходования) межбюджетного трансферта).

Должностным лицом, ответственным за подготовку, формирование и своевременное направление посредством системы «Электронный бюджет» в Минздрав России отчета о достижении значений результатов использования субсидии за 2022 год, является исполняющая обязанности заместителя министра – начальника управления информатизации в сфере здравоохранения и организационно-контрольной работы министерства здравоохранения Калужской области Шишкина И.В.

Судья Калужского районного суда Калужской области, рассмотрев дело, постановлением от 4 апреля 2023 года признал исполняющую обязанности заместителя министра – начальника управления информатизации в сфере здравоохранения и организационно-контрольной работы министерства здравоохранения Калужской области Шишкину И.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания.

Судья Калужского областного суда, рассмотрев жалобу, поданную Шишкиной И.В. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 9 июня 2023 года постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 4 апреля 2023 года отменил с возвращением дела на новое рассмотрение.

Принимая данное решение, судья областного суда исходил из того, что порядок и условия предоставления субсидии закреплены в разделе III соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) от 29 декабря 2021 года № 056-09-2022-050 (пункты 3.1-3.3.2.2). В то же время пункт 4.3.5 соглашения, за нарушение которого Шишкина И.В. привлечена по настоящему делу к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включен в раздел IV соглашения, который регулирует исключительно вопросы взаимодействия сторон. При этом предоставление субсидии не поставлено в зависимость от соблюдения сторонами положений, закрепленных в разделе IV соглашения. Кроме того, согласно «Изменениям в классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере № 6», утвержденным руководителем Федерального казначейства 28 декабря 2021 года, в настоящее время мера ответственности за нарушение (риск) порядка размещения отчетности, предусмотренной соглашением (договором) о предоставлении средств из бюджета соответствующего уровня, в подсистеме ГИИС «Электронный бюджет», не установлена.

Вместе с тем с решением судьи областного суда согласиться нельзя ввиду следующего.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.

Таким образом, частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса.

Диспозицией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обусловлено привлечение лица к административной ответственности тем, что вменяемое нарушение должно быть указано в классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

Учитывая изложенное, указанные выводы судьи областного суда нельзя признать законными.

Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции при рассмотрении жалоб должны проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобах и в возражениях на них (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.

Вместе с тем требования указанных норм судьей областного суда не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалобы не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Калужского областного суда от 9 января 2023 года нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, а дело, учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Калужского областного суда от 9 июня 2023 года, состоявшееся в отношении исполняющей обязанности заместителя министра – начальника управления информатизации в сфере здравоохранения и организационно-контрольной работы министерства здравоохранения Калужской области Шишкиной И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Возвратить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Калужский областной суд.

Судья А.В. Поддымов