ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4989/20 от 11.09.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4989/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Саратов 11 сентября 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника Крикуна А.В. (далее Крикун А.В.), действующего на основании доверенности в интересах Нощенко Д.В., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 7 мая 2020 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 22 июня 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Евразия 2007» Нощенко Д.В. (далее Нощенко Д.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 7 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 22 июня 2020 года, генеральный директор общества с ограниченной ответственность «Евразия 2007» (далее ООО «Евразия 2007», общество) Нощенко Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Нощенко Д.В. по доверенности Крикун А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Нощенко Д.В. к административной ответственности) оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) предусмотрен перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, только при наличии которых осуществляется оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ к таким сопроводительным документам, в том числе относятся: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с пунктом 1 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1459 (далее - Правила), настоящие Правила определяют порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система).

Пунктом 6 Правил предусмотрена информация, которую содержит Единая информационная система.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона № 171, не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2Закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 Закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона.

В силу статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, а также оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или декларации о соответствии.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха являются алкогольной продукцией.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 171-ФЗ пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха не подлежат обязательной маркировке.

Учитывая положения Федерального закона № 171-ФЗ, необходимость заполнения Справки к товарно-транспортной накладной при осуществлении оборота пива и пивных напитков с 1 июля 2018 года не требуется, при условии внесения сведений об обороте указанной алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее ЕГАИС).

Согласно протоколу об административном правонарушении АМ от 13 февраля 2020 года, 26 января 2020 года в 19 часов 30 минут Нощенко Д.В., являясь генеральным директором ООО «Евразия-2007» караоке бар «Solo», расположенного по адресу: <адрес>, допустил оборот алкогольной продукции: пиво «Волковская пивоварня «Светлячок» в количестве 20 единиц, пиво «Волковская пивоварня «Бланш» в количестве 10 единиц, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производство и оборота, а именно: отсутствовала справка с разделом Б к товарно-транспортной накладной.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей генерального директора ООО «Евразия-2007» Нощенко Д.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом мировой судья, делая вывод о наличии в действиях должностного лица Нощенко Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной выше нормой, исходил из того, что на момент проверки организации система ЕГАИС не работала, сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей, предоставлены не были.

Вместе с тем такие выводы мирового судьи, с которым согласился также судья районного суда, нельзя признать законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

С учетом положений Федерального закона № 171-ФЗ, регламентирующих отсутствие необходимости заполнения Справки к товарно-транспортной накладной при осуществлении оборота пива и пивных напитков при условии внесения сведений об обороте указанной алкогольной продукции в ЕГАИС, мировой судья пришел к выводу о нарушении генеральным директором ООО «Евразия-2007» Нощенко Д.В. требований пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона№171-ФЗ, выразившемся в отсутствии справки с разделом Б к товарно-транспортной накладной на пиво, сославшись на то, что на момент проверки система ЕГИС не работала, что зафиксировано в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26 января 2020 года.

Однако, то обстоятельство, что на момент проведения должностными лицам проверки не работала система ЕГАИС, само по себе не свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом сведений об алкогольной продукции (пиво и пивные напитки), находящейся на реализации в баре «Solo» ООО «Евразия-2007», в системе ЕГАИС. Должностными лицами, проводившими проверку и составившими протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Евразия-2007» Нощенко Д.В., доказательств невнесения сведений об указанной алкогольной продукции в систему ЕГАИС на момент проверки, и соответственно наличия оснований для представления им справки к товарно-транспортной накладной на указанную продукцию, не представлено.

Такие обстоятельства мировым судьей и судьей районного суда учтены не были. При этом, при рассмотрении дела Нощенко Д.В. были представлены мировому судье документы о внесении соответствующих сведений об алкогольной продукции в систему ЕГАИС 23.12.2019 года, однако оценка представленным доказательствам судебными инстанциями не дана.

В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 7 мая 2020 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 22 июня 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО «Евразия 2007» Нощенко Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 7 мая 2020 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Саратова от 22 июня 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Евразия 2007» Нощенко Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись О.Н. Найденова

Копия верна.

Судья