ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4994/20 от 16.09.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4994/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Кемерово 16 сентября 2020 года

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Читы от 13 мая 2020 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Читы от 8 июля 2020 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Журавли торговля и логистика» ФИО1 (далее – ФИО1) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Читы от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г.Читы от 8 июля 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе, поданной в кассационный суд, ФИО1 просит постановление и решение отменить, в обоснование указывает на отсутствие умышленного воспрепятствования проведению проверки, поскольку истребуемые для проведения проверки документы были необходимы для рассмотрения дела по иску ФИО4 к ООО «Журавли торговля и логистика» о защите трудовых прав, были истребованы и представлялись в Ингодинский районный суд Забайкальского края, в связи с чем объективно не могли быть представлены в трудовую инспекцию; 26 февраля 2020 года инспекция была поставлена в известность о наличии дела, рассматриваемого судом; документы были предоставлены инспектору 12 марта 2020 года после изготовления судебного решения 10 марта 2020 года в окончательной форме; при невозможности проведения внеплановой документарной проверки инспекция не была лишена права провести внеплановую выездную проверку; необоснованное неприменение положений ст.2.9, либо ст.4.1.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.5 ст.11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Из обстоятельств дела следует, что в рамках внеплановой документарной проверки, проводимой в отношении ООО «Журавли торговля и логистика» в связи с поступившим заявлением работника указанной организации ФИО4 на основании распоряжения врио руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12 февраля 2020 года, Обществу направлен запрос от 12 февраля 2020 года о предоставлении документов ряда документов. Запрос получен 13 февраля 2020 года. В установленный срок до 28 февраля 2020 года документы представлены не были, в связи с чем 6 марта 2020 года составлен акт о невозможности проведения проверки.

Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 11 июля 2020 года, запросом от 12 февраля 2020 года, актом о невозможности проведения проверки от 6 марта 2020 года № 75/7-330-20-ОБ/12-2549-И/73-245, другими имеющимися в деле доказательствами.

Таким образом, вывод о наличии в действиях директора ООО «Журавли торговля и логистика» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.

Довод жалобы о неумышленном непредставлении документов, поскольку истребованные документы были необходимы для рассмотрения дела по иску ФИО4 к ООО «Журавли торговля и логистика» о восстановлении на работе, взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в удовлетворении которого решением Ингодинского районного суда от 2 марта 2020 года отказано, правомерно отклонен судьями, поскольку Общество не было лишено возможности представить копии документов, то есть не приняло все зависящие от него меры по исполнению требования органа государственного надзора.

Вместе с тем, имеются основания для изменения принятых по делу актов.

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Нарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора). ООО «Журавли торговля и логистика» включено в Единый реестр малого и среднего предпринимательства. Сведений о том, что ранее директор Общества ФИО1 привлекался к административной ответственности, материалы дела не содержат. Кроме того, из обстоятельств дела не следует и материалы дела не содержат доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба.

Данным обстоятельствам мировой судья, а также судья районного суда надлежащей оценки не дали, однако, они свидетельствуют о возможности применения положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Вместе с тем выводы судебных инстанций о том, что правонарушение не может быть признано малозначительным, являются верными, поскольку оно существенно нарушает охраняемые общественные отношения.

С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Читы и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Читы подлежат изменению в части назначенного наказания путем замены административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г.Читы от 13 мая 2020 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Читы от 8 июля 2020 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Журавли торговля и логистика» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части вида назначенного административного наказания.

Заменить назначенный ФИО1 административный штраф на предупреждение.

Судья Л.Ю. Ковалюк