ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5019/2023 от 23.08.2023 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5019/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 23 августа 2023 года 06 ноября 2019 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Железовой Е.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Нижегородской области от 27 апреля 2022 года № 306-23-13/36-2022, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 5 сентября 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 31 марта 2023 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Балахнинская центральная районная больница» (далее также - ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ», учреждение) Железовой Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением исполняющего обязанности начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Нижегородской области от 27 апреля 2022 года № 306-23-13/36-2022, оставленным без изменения решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 5 сентября 2022 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 31 марта 2023 года, главный бухгалтер ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» Железова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Железова Е.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Железовой Е.А. к административной ответственности) нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

При этом в силу примечания 3 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в числе прочего, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей; не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей (подпункт 1).

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пункту 24 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 258н (далее – Стандарт), предстоящие доходы от предоставления права пользования активом признаются в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды.

В соответствии с пунктом 18 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 года № 33н (далее – Инструкция), в строке 250 Баланса государственного (муниципального) учреждения (далее также – Баланс) отражается сумма остатков по счетам 020500000 «Расчеты по доходам», 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в части дебиторской задолженности по платежам в доход учреждения.

Согласно пункту 19 Инструкции в строке 510 Баланса государственного (муниципального) учреждения отражается остаток по счету 040140000 «Доходы будущих периодов».

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с планом проведения контрольных мероприятий в подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области учреждениях на 2022 год и на основании приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 18 января 2022 года № 315—38/22П/одп должностными лицами названного органа проведена плановая проверка соблюдения ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» действующего законодательства при осуществлении деятельности; контроль правомерного, эффективного использования бюджетных средств и имущества.

По результатам проведенной проверки 9 февраля 2022 года составлена справка, в которой указано о том, что в нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, пункта 24 Стандарта, пунктов 18, 19 Инструкции в связи с неотражением арендных платежей за весь срок пользования объектами по счетам бухгалтерского учета 2.205.21 и 2.401.40 ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» допущены искажения показателей в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на 1 января 2022 года, а именно:

1. Показатели в графе 10 «Итого» строки 250 «Дебиторская задолженность по доходам (020500000, 020900000») занижены на 1 910 324,48 руб., а именно: отражено 303 312 082,39 руб., следовало отразить 305 222 406,87 руб.

Указанное искажение привело к искажению информации на 1 января 2022 года об активах в Балансе: в графе 10 «Итого» строки 350 Баланса отражено 626 903 891,64 руб., следовало отразить 628 814 216,12 руб. Искажение составило 1 910 324,48 руб. или 0,3%;

2. Показатели в графе 10 «Итого» строки 510 «Доходы будущих периодов (04014000)» занижены на 1 910 418,81 руб., а именно: отражено 192 730 843,70 руб., следовало отразить в размере 194 641 262,51 руб.

Указанное искажение привело к искажению информации на 1 января 2022 года об обязательствах в Балансе: в графе 10 «Итого» строки 550 Баланса отражено 858 750 046,48 руб., следовало отразить 860 660 465,29 руб. Искажение составило 1 910 418,81 руб. или 0,2%.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного бухгалтера ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» Железова Е.А. постановлением должностного лица административного органа, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной названной нормой.

Вместе с тем с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя в связи со следующим.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

При рассмотрении дела должностным лицом и судебными инстанциями Железова Е.А. заявляла о том, что неправильно установлена дата совершения административного правонарушения - 19 января 2022 года.

Аналогичный довод приведен Железовой Е.А. в жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

В материалах дела имеется протокол выгрузки отчетности ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» от 24 января 2022 года, который не позволяет установить дату представления учреждением указанного Баланса (ф. 0503730) в министерство здравоохранения Нижегородской области.

В материалах дела не содержится объективных данных, подтверждающих то, что 19 января 2022 года ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» был направлен Баланс государственного (муниципального) учреждения за 2021 год (ф. 0503730) в министерство здравоохранения Нижегородской области.

В ходе судебного разбирательства из министерства здравоохранения Нижегородской области сведения о дате поступления от учреждения Баланса государственного (муниципального) учреждения за 2021 год (ф. 0503730) и подтверждающие это обстоятельство документы также не запрашивались.

В данном случае указанные доводы и обстоятельства судебными инстанциями должным образом не проверялись.

Согласно требованиям статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции при разрешении жалоб на постановления и решения должны проверить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доводы, заявленные в жалобах и в возражениях на них (при их наличии), дать им надлежащую правовую оценку.

Вместе с тем требования указанных норм судебными инстанциями не выполнены, меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела не приняты. Такое рассмотрение жалоб не отвечает установленным статей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 5 сентября 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 31 марта 2023 года подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Балахнинский городской суд Нижегородской области.

При новом рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 5 сентября 2022 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 31 марта 2023 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Балахнинская центральная районная больница» Железовой Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Возвратить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Балахнинский городской суд Нижегородской области.

Судья А.В. Поддымов