ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5033/2021 от 01.11.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5033/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 01 ноября 2021 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» ФИО4 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №211 Санкт-Петербурга от 18.02.2021 , решение судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.06.2021 , состоявшиеся в отношении ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №211 Санкт-Петербурга от 18.02.2021 , оставленным без изменения решением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.06.2021 , ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» ФИО5 выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

Статьей 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выдачу юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), измерений, иных заключений и документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в случае приостановления аккредитации или ее отсутствия, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон об аккредитации) аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 №326 утверждены Критерии аккредитации, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (далее - Критерии аккредитации, документ утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.01.2020 № 65).

Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев аккредитации (пункт 17).

Наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии). Руководство по качеству должно предусматривать, в том числе установление области применения системы менеджмента качества, которая должна распространяться на все места осуществления деятельности в области аккредитации, а также на места осуществления временных работ (пункт 23.1).

Из материалов деда следует, что ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» является аккредитованной испытательной лабораторией, уникальный номер записи аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21ЭА14. Область аккредитации испытательной лаборатории утверждена 03.10.2017, в которую вошло определение гипогеомагнитных полей в общественных, жилых, производственных зданиях в соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.2489 (л.д.51-52, т.1).

При прохождении процедуры подтверждения компетентности (дело о предоставлении государственной услуги от 02.07.2019 № 9014-ГУ) на соответствие требованиям критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» (Документ утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.01.2020 № 65) установлено, что при выдаче протокола измерений геомагнитного поля от 13.08.2019 № 06.0819.04 применена методика, отсутствующая в утверждённой области аккредитации.

Согласно сведениям, указанным в протоколе от 13.08.2019 № 06.0819.04, дата проведения испытаний 09.08.2019, нормативный документ, в соответствии с которым выполнены измерения: СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09 «Гипогеомагнитные поля в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях» (далее - СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09). При этом протокол содержит в качестве определяемой характеристики (показателя): «коэффициент ослабления интенсивности гипогеомагнитного поля», отсутствующий в утверждённой области аккредитации. На момент выдачи протокола от 13.08.2019 № 06.0819.04 ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» имело утверждённую область аккредитации от 03.10.2017, в которой в качестве методики проведения испытаний указан СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09 по показателю «гипогеомагнитные поля». СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09 содержит методику расчёта коэффициента ослабления гипогеомагнитного поля. В утверждённой области аккредитации указан определяемый показатель «гипогеомагнитное поле» - это ослабленное геомагнитное поле внутри объекта (Приложение № 1 (справочное) СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09). В соответствии с пунктом 3.1 СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09 коэффициент ослабления интенсивности гипогеомагнитного поля равен отношению интенсивности гипогеомагнитного поля открытого пространства к его интенсивности внутри помещения. Кроме того, пунктом 1.2 СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09 установлены только требования к гипогеомагнитным условиям (ГГМУ) в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях, и требования к методам их определения, но не сами методы. Протокол не содержит иных методов, по которым проводились испытания. В соответствии с пунктом 4.1.8 СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09 результаты измерений следует оформлять в виде протокола, включающем при необходимости карту распределения уровней геомагнитных полей (или коэффициентов ослабления геомагнитного поля), совмещенной с планом размещения оборудования или помещения, где производились измерения. Компетентность сотрудников испытательной лаборатории для работ по определению коэффициента ослабления интенсивности ГМП в соответствии СанПин 2.1.8/2.2.4.2489-09 при проведении выездной оценки не подтверждена, что свидетельствует о том, что испытательная лаборатория применила методику, отсутствующую в утверждённой области аккредитации.

Таким образом, 13.08.2019 по адресу: г.Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.94, корп.2, лит. «а» пом.15Н ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» нарушило требования критериев аккредитации, выдав протокол испытаний №06.0819.04 со ссылкой на уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц при ее отсутствии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» протокола №ЮЛ-18/10-20 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности по указанной статье с назначением административного наказания.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией статьи 14.60 названного кодекса. Недостатков, влекущих признание протокола недопустимым доказательством, при его составлении не допущено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, устанавливающих порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации Российской Федерации, единые правила аккредитации, применяемые на территории Российской Федерации, направленные на создание и эффективное функционирование национальной системы аккредитации Российской Федерации, действующей в соответствии с установленными едиными принципами и правилами аккредитации.

Таким образом, совершенное ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» действие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы законного представителя ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» об отсутствии состава административного правонарушения были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в судебных решениях.

Факт выдачи протокола измерений от 13.08.2019 № 06.0819.04 подтвержден журналом регистрации заявок и выдачи проколов измерений ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» (порядковый номер 38, л.д.106-107).

При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы законного представителя общества на постановление судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со статьями 26.1, 29.10, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебных актах дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения общества к административной ответственности по статье 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для прекращения производства по делу.

Постановление о привлечении ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №211 Санкт-Петербурга от 18.02.2021 , решение судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.06.2021 , состоявшиеся в отношении ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Центр инженерно-экологических изысканий» ФИО6 - без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции