ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5043/2021 от 06.09.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5043/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 6 сентября 2021 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Юдиной Н.В. (далее – Юдина Н.В.), действующей в интересах государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Каширская центральная районная больница», на вступившее в законную силу постановление судьи Каширского городского суда Московской области от 5 февраля 2021 г. (здесь и далее – день изготовления постановления в полном объеме), вынесенное в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Каширская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Каширского городского суда Московской области от 5 февраля 2021 г., ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Юдина Н.В., действующая в интересах ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ», просит изменить указанное постановление судьи городского суда от 5 февраля 2021 г. в части назначенного административного наказания, а именно: снизить размер назначенного административного штрафа до 50 000 рублей, применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на неё не представило.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» к административной ответственности) грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к указанной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Опасными производственными объектами (далее также – ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к указанному Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ).

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию ОПО является наличие документов, подтверждающих ввод ОПО в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на ОПО, здания и сооружения на ОПО, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, деклараций промышленной безопасности. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Указанные документы могут быть представлены соискателем лицензии в форме электронных документов.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на ОПО; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на ОПО без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на ОПО.

Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ предусмотрено, что ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ).

Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к данному Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ).

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ), лицензированию подлежат деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Действующие до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (пункт 6.1 статьи 22 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, согласно которым:

- эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании данных Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых ОПО и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица). Заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения ОПО, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также в эти федеральные органы исполнительной власти (пункт 3);

- положение о производственном контроле содержит: должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля; права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля; порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах; порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО; порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО; порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации; порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля (пункт 3(1));

- ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля на подведомственных им ОПО (пункт 5);

- производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля (пункт 7);

- работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан: а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками ОПО требований промышленной безопасности; б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах; г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда; д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности; ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на ОПО и осуществлять хранение документации по их учету; и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; к) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования; л) доводить до сведения работников ОПО информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами; м) вносить руководителю организации предложения о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, об устранении нарушений требований промышленной безопасности, о приостановлении работ, осуществляемых на ОПО с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде, об отстранении от работы на ОПО лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности, о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности; н) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности (пункт 11).

Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее также – ФНП), согласно которым:

- при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО, на которых применяется оборудование под давлением, в том числе зданий и сооружений, предназначенных для применения на ОПО, установки (размещении) и обвязке оборудования под давлением должно обеспечиваться соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании и данных ФНП. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО, отклонения от проектной документации, а также документации на техническое перевооружение не допускаются. Внесение изменений в проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО, а также документацию на техническое перевооружение в зависимости от вида выполняемых работ должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и в области промышленной безопасности (пункт 10);

- не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 данных ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 данных ФНП для осуществления учета оборудования под давлением. Транспортируемые сосуды (цистерны) (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности) подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования. Котлы транспортабельных (передвижных) котельных установок (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности) подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту их эксплуатации (пункт 214);

- не подлежит учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности среди прочего оборудования под давлением: сосуды, работающие со средой 1-й группы (согласно ТР ) при температуре стенки не более 200 °C, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 0,05, а также сосуды, работающие со средой 2-й группы (согласно ТР ) при указанной выше температуре, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 1,0 (подпункт «а» пункта 215);

- ОПО, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, на которых используется: а) оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности (подпункт «а» пункта 217);

- организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо: а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности ОПО, других федеральных законов, а также данных ФНП и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности; б) назначить приказом из числа специалистов, состоящих в штате эксплуатирующей организации, прошедших в соответствии с пунктом 224 ФНП аттестацию в области промышленной безопасности, ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением; в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе; г) установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал; д) утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП; е) разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией; ж) обеспечить рабочих, осуществляющих эксплуатацию оборудования под давлением, производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции рабочим перед допуском их к работе должны выдаваться с подписью в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции, подтверждающей получение; з) обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также - проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора в порядке, установленном положением об аттестации. В состав комиссии по проверке знаний рабочих включают специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации; и) обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ; к) соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также если период эксплуатации превысил заявленный изготовителем срок службы (период безопасной эксплуатации), указанный в паспорте оборудования, без проведения технического диагностирования; л) контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и настоящих ФНП; м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности принимать меры по их устранению и дальнейшему предупреждению; н) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности; о) обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, ремонт и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; п) обеспечить в соответствии с проектной, технической, документацией и требованиями настоящих ФНП наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний проведением поверки силами собственного метрологического подразделения (службы) или по договору с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения единства измерений технологических параметров в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; р) распорядительным документом по организации установить порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением и обеспечить его исполнение в соответствии с требованиями настоящих ФНП. Номер и дата приказа о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования должны быть записаны в паспорт оборудования (пункт 218);

- эксплуатация сосудов под давлением должна осуществляться в соответствии с разработанной и утвержденной руководством эксплуатирующей организации производственной инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. В инструкции, в частности, должны быть регламентированы: а) сосуды, на которые распространяется инструкция, их назначение; б) обязанности персонала во время дежурства по наблюдению и контролю за работой сосуда; в) порядок проверки исправности обслуживаемых сосудов и относящегося к ним оборудования в рабочем состоянии; г) порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации; д) порядок пуска в работу и остановки (прекращения работы) сосуда; е) меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, а также дополнительные меры безопасности для сосудов с рабочей средой группы 1 (в соответствии с ТР ТС 032/2013); ж) случаи, требующие немедленной остановки сосуда, предусмотренные настоящими ФНП, а также другие, обусловленные спецификой работы сосуда. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы включения сосуда и технологического процесса; з) порядок действия персонала в случае аварии или инцидента; и) порядок ведения сменного журнала (оформление приема и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда) (пункт 302);

- манометры не допускаются к применению на сосудах в следующих случаях, если: а) на манометре отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проведении поверки; б) истек срок поверки манометра; в) стрелка манометра при его отключении не возвращается к нулевой отметке шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного манометра; г) разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний (пункт 312);

- оборудование под давлением, используемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, в следующих случаях: а) до начала применения на ОПО оборудования под давлением, требования к которому не установлены ТР ТС 032/2013; б) по истечении срока службы, расчетного ресурса или при превышении количества циклов нагрузки оборудования, указанных в технической документации или в заключении экспертизы промышленной безопасности; в) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования, если фактический срок его службы превысил 20 лет, или при отсутствии технической документации; г) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала основных элементов оборудования под давлением, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено оборудование под давлением (пункт 411).

Согласно пункту 3 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. , порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки в отношении ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ», проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 14 декабря 2020 г. , 18 декабря 2020 г. в 11 часов 30 минут выявлено, что названной организацией допущены нарушения вышеуказанных обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в составе с оборудованием – сосудами для стационарного хранения и транспортирования сжиженных газов DPW 650-495-1.6 зав. №№ 12Р495Н-04-17, 12Р495Н-04-06, 12Р495Н-07-17 (объем - 495/455 л. каждый, рабочее давление 1.6 Мпа, год выпуска 07/2012) (далее – Сосуды), установленные на площадке под навесом, имеющие признаки опасности, указанных в приложении 1, в пункте 5 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, расположенного по адресу: Московская область, Каширский район, город Ожерелье, улица Больничная, дом №1А, а именно ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ»:

- в нарушение статьи 6 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 6.1 статьи 22 и пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, осуществляла деятельность, по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта III класса опасности, в который входят Сосуды, без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;

- в нарушение статьи 7 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 411 ФНП, не проведена экспертиза промышленной безопасности на Сосуды;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, подпункта «и» пункта 218 ФНП, не обеспечено проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования, работающего под давлением (Сосудов);

- в нарушение части 2 статьи 2 и части 1 статьи 9.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, подпункта «а» пункта 217 ФНП, эксплуатирует ОПО в составе с Сосудами, не зарегистрировав его в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 214, подпункта «а» пункта 215 ФНП, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора Сосуды, у которых произведение давления (МПа) на вместимость (м3) превышает 0.05;

- в нарушение части 4 статьи 8 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта, имеющего признаки опасности, указанных в приложении 1, в пункте 5 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- в нарушение части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, имеющего признаки опасности, указанных в приложении 1, в пункте 5 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, не осуществляется: не разработан и не утвержден план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

- в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание. При этом собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников отсутствуют;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 10 ФНП, не обеспечивается соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, а именно: отсутствует проектная документация на размещение оборудования, работающего под давлением – Сосудов;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. №263, отсутствует назначенный решением руководителя ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» ответственный за осуществление производственного контроля;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, подпункта «б» пункта 218 ФНП, отсутствует назначенный приказом из числа специалистов, состоящих в штате ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ», прошедший аттестацию в области промышленной безопасности, ответственный (ответственные) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116, пункта 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. №263, не разработано положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемого ОПО и условий его эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации;

- в нарушение части 1 статьи 9 и части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пунктов 3(1), 5 и 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. №263, не организовано и не осуществляет производственный контроль на объекте, имеющего признаки опасности, указанных в пунктах 1, 2 приложения 1 и пунктах 4, 5 приложения 2 к Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 218 ФНП, не обеспечена укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями, осуществляющей эксплуатацию объекта, имеющего признаки опасности, указанных в приложении 1, пункте 5 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;

- в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, подпункта «ж» пункта 218 ФНП, не обеспечено содержание в исправном состоянии и безопасные условия эксплуатации оборудования, работающего под давлением - Сосудов, отсутствуют рабочие, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением, отсутствуют производственные инструкции, определяющие их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, подпунктов «а», «в» пункта 218 ФНП, не назначено необходимое количество лиц, обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ», не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ, подпункта «б» пункта 218 ФНП, отсутствует назначенный, приказом из числа специалистов, ответственный за исправное состояние и, безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, подпункта «е» пункта 218 ФНП, не разработаны и не утверждены инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственные инструкции для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемые на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 3 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480, отсутствует документация, регламентирующая порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, подпункта «д» пункта 218 ФНП, не утвержден перечень нормативных документов, применяемых для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и Федеральными нормами, и Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 302 ФНП, отсутствуют производственные инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию Сосудов;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116- ФЗ, подпункта «г» пункта 218, пункта 326 ФНП, осуществляет эксплуатацию оборудования под давлением, не обеспечивая содержание в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации, а именно: не ведется наблюдение за оборудованием под давлением Сосудов, путем осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты с записью в сменный журнал;

- в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, пункта 312 ФНП, допускается эксплуатация манометров с истекшим сроком поверки, установленных на Сосудах.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 18 декабря 2020 г. (л.д. 3-16); протоколом о временном запрете деятельности от 18 декабря 2020 г. (л.д. 17-26); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 14 декабря 2020 г. (л.д. 27-31); актом проверки от 18 декабря 2020 г. (л.д. 34-43), и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допущенные ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» нарушения вышеуказанных многочисленных обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории и в помещениях учреждения, тем самым такие действия привели к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доказательства, на основании которых установлена виновность ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» получены в ходе проведения проверки. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми не имеется.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.

Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» в совершении административного правонарушения.

Доводы жалобы о применении положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижении назначенного штрафа подлежат отклонению.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в материалах дела не имеется.

Ссылки заявителя в жалобе на отсутствие финансирование, на социальную значимость учреждения, с учетом характера совершённого административного правонарушения, в данном случае не могут быть признаны таковыми. Допущенные нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, не отвечают указанным в жалобе целям деятельности лечебного учреждения по обеспечению конституционных прав граждан на медицинскую помощь.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, не представлено.

Поданная в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалоба, не содержит каких-либо подтвержденных правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для изменения обжалуемого акта. Приведенные в ней доводы, сводятся к несогласию с принятыми по делу актами.

Однако, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ГБУЗ МО «Каширская ЦРБ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Каширского городского суда Московской области от 5 февраля 2021 г., вынесенное в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Каширская центральная районная больница» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Юдиной Н.В., действующей в интересах государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Каширская центральная районная больница», – без удовлетворения.

Судья А.А. Кишаев