ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5044/20 от 01.04.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № П16-484/2021

город Краснодар 1 апреля 2021 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Мезенцевой О.А. на вступившее в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 4 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Новороссийской таможни,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 80 г. Новороссийска Краснодарского края от 26 ноября 2019 года Новороссийская таможня признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 4 февраля 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, главный государственный инспектор труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Мезенцева О.А. просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

Новороссийская таможня, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные решения, представила возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Новороссийской таможни к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении, 17 сентября 2019 года в Новороссийскую таможню поступило распоряжение (приказ) Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от 12 сентября 2019 года о проведении в отношении Новороссийской таможни проверки и необходимости предоставления перечня документов, в том числе штатного расписания, положения, устанавливающего систему оплаты груда, документов, имеющих отношение к прохождению государственной гражданской службы Карпун Д.П., и ряда других документов в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного распоряжения, то есть до 1 октября 2019 года.

В установленный срок Новороссийской таможней документы не предоставлены, в ответе исполняющего обязанности начальника таможни от 24 сентября 2019 года указано на невозможность предоставления запрошенных документов, поскольку Государственная инспекция труда в Краснодарском крае не наделена полномочиями по проведению проверки в отношении гражданских служащих.

Вместе с тем, невыполнение в установленный срок требований органа государственной власти послужило основанием для привлечения Новороссийской таможни к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда с выводами мирового судьи не согласился, обосновывая следующим.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в Краснодарском крае Новороссийской таможни запрошен ряд документов, имеющих отношение к прохождению государственной гражданской службы Карпун Д.П.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Статья 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 67 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

С учетом того, что Карпун Д.П. являлась государственным гражданским служащим Новороссийской таможни (старшим государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости), ее деятельность регламентировалась Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Более того, судьей районного суда указано, что в соответствии со статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда проводят проверки в отношении работодателей, под которыми подразумеваются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодатели - физические лица.

Однако, нанимателем государственных гражданских служащих согласно статьей 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является Российская Федерация, начальник таможни в рассматриваемом случае выступает только представителем нанимателя.

Из анализа приведенных выше норм судья районного суда обосновано пришел к выводу о том, что Государственная инспекция труда в Краснодарском крае не отнесена к органам, осуществляющим государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, ввиду чего не предоставление Новороссийской таможней запрошенных документов состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не образует.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 4 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Новороссийской таможни оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Четвертого кассационного

суда общей юрисдикции В.В. Шелудько

Решение21.04.2021