ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-508/2022 от 03.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-508/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 3 марта 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу должностного лица административного органа - государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае М.В.В. на вступившее в законную силу решение судьи Камчатского краевого суда от 17 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - краевого государственного бюджетного учреждения «Природный парк «Вулканы Камчатки»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 25 июня 2021 года № 41/8-687-21-И/12-2537-И/171, краевое государственное бюджетное учреждение «Природный парк «Вулканы Камчатки» (далее - КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.

Решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 17 августа 2021 года постановление должностного лица административного органа от 25 июня 2021 года изменено, постановлено считать временем совершения административного правонарушения 22 марта 2021 года, в остальной части оставлено без изменения.

Решением судьи Камчатского краевого суда от 17 ноября 2021 года вышеуказанные постановление должностного лица от 25 июня 2021 года и решение судьи районного суда от 17 августа 2021 года отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа М.В.В. просит вступивший в законную силу судебный акт отменить.

Юридическое лицо - КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возражений на данную жалобу не представило.

Изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии с частью 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н (утратил силу 1 апреля 2021 года, далее - Приказ от 12 апреля 2011 года № 302н) утверждён Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Из представленных материалов следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки соблюдения установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве в связи с поступившим извещением о пострадавшем от несчастного случая на производстве в отношении КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, в ходе проведения проверки установлено, что КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допускало к исполнению должностных обязанностей работника К. В.В. без прохождения обязательных периодических медицинских осмотров.

Отменяя постановление должностного лица административного органа от 25 июня 2021 года и решение судьи районного суда от 17 августа 2021 года и прекращая производство по делу в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда, пришёл к выводу о том, что внеплановая документарная проверка в отношении КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» была проведена должностными лицами Государственной инспекции труда на основании распоряжения ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты>, постановление о назначении административного наказания вынесено 25 июня 2021 года, то есть в период, когда приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н уже был исключён из Перечня, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2467, в связи с чем административный орган не был вправе проводить оценку соблюдения содержащихся в нём обязательных требований и не имел оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Выводы судьи краевого суда мотивированы должным образом, основаны на правильном толковании норм действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не усматриваю.

Доводы жалобы о неправильном толковании судьёй краевого суда норм материального права нахожу несостоятельными по следующим основаниям.

В силу положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ) Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определённым им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ установлено, что независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

При этом Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2467 утверждён перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ, в который до 1 апреля 2021 года был также включён Приказ от 12 апреля 2011 года № 302н.

Кроме того, действующий с 1 апреля 2021 года Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н, не содержит положений, аналогичных пунктам 4.3, 4.4, 27 приложения № 2 к Приказу от 12 апреля 2011 года № 302н.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, судья краевого суда пришёл к правильному выводу об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации.

Каких-либо других доводов о незаконности обжалуемого судебного решения жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

решение судьи Камчатского краевого суда от 17 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - краевого государственного бюджетного учреждения «Природный парк «Вулканы Камчатки», оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае М.В.В. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский