ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5093/2021 от 10.02.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-79/2022

Санкт-Петербург 10 февраля 2022 года

Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и жалобу защитника ФИО1 – адвоката Марамыгина В.Г. на вступившие в законную силу решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 3 марта 2021 года и решение судьи Калининградского областного суда от 11 мая 2021 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отделения – старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно-контрольных мероприятий (с дислокацией в г. Балтийске) ПУ ФСБ России по Калининградской области от 13 октября 2020 года должностное лицо, <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере однократной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом правонарушения, в сумме 329 262,50 рублей.

Не согласившись с приведенным постановлением, защитник ФИО1 обжаловал его в суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1-30.2 КоАП РФ.

Решением судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 3 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калининградского областного суда от 11 мая 2021 года, жалоба защитника удовлетворена частично, постановление должностного лица от 13 октября 2020 года изменено, размер штрафа снижен до 326 156,25 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Согласно постановлению должностного лица ФИО1 был признан виновным в нарушении правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.

Правонарушение совершено ФИО1 20 августа 2020 года в районе н.п. Янтарный Калининградской области в акватории Балтийского моря при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении должностного лица.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 – адвокат Марамыгин В.Г. выражает несогласие с названными судебными актами, считая их незаконными. Не отрицая факт ведения ФИО1 рыболовства при установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельствах, оспаривает наличие у ФИО1 умысла на осуществление действий по незаконному вылову запрещенных водных биологических ресурсов – трески, а также на нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство. Полагает, что факт причинения ущерба отсутствует, поскольку использование донных тралов при специализированном промысле демерсальных видов рыб, в том числе в запретный период добычи трески, вредных последствий для окружающей среды не имеет; вылов 2 485 кг трески в последний день действия запретного периода на ее добычу (20 августа 2020 года) сверх установленного прилова при специализированном лове камбалы не причинит ущерба ее популяции. Отмечает, что ФИО1 и членами экипажа были предприняты исчерпывающие меры по выполнению требований Правил рыболовства. Ссылается на недопустимость акта осмотра судна, как доказательства ввиду несоответствия указанного в нем времени имевшему место фактически. Указывает на отсутствие сведений, позволивших идентифицировать водные биологические ресурсы (далее – ВБР) исключительно по видовой принадлежности как камбалу и треску, экспертиза по данному вопросу не назначалась, специалист для участия в осмотре не привлекался. Кроме того, при взвешивании ВБР не производились калибровка весов и взвешивание тары. Все это, по мнению заявителя, повлекло неверное установление веса запрещенных к вылову ВБР и установление их стоимости. Оспаривает размер ущерба, заявляя о значительном завышении стоимости трески при его расчете. Указывает, что судьей областного суда не дана оценка доводам о допущенных административным органом нарушениях. Просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы, и состоявшиеся по делу акты, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.

Положениями ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются, в том числе Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со ст. 43.1 указанного Федерального закона.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании указанной выше нормы КоАП РФ послужили изложенные в постановлении должностного лица и судебных актах выводы о том, что 20 августа 2020 года в районе н.п. Янтарный Калининградской области в акватории Балтийского моря в географических координатах 54 градуса 54 минуты СШ и 19 градусов 40 минут ВД <данные изъяты> ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за выполнение судном и его экипажем обязательных правил, допустил нарушение п.п. «а» п. 15.2 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна (утвержденных приказом Минсельхоза России от 6 ноября 2014 года № 427), то есть правил, регламентирующих рыболовство в территориальном море Российской Федерации, а именно при осуществлении прибрежного рыболовства в виде специализированного промысла камбалы донным тралом превысил прилов трески более чем на 8% по весу от общего улова камбалы речной (на 2 485 кг), сведения о котором не были внесены в промысловый журнал и в судовые суточные донесения судна.

Административным органом и судами обстоятельства административного правонарушения установлены правильно, действиям должностного лица ФИО1, не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, дана верная правовая оценка по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы в полном объеме, выводы соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела, получившим оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Позиция защиты ФИО1 по делу, фактически, оставалась неизменной на протяжении всего разбирательства по делу. Все доводы, аналогичные приведенным в рассматриваемой жалобе, были заявлены в суде первой и апелляционной инстанций и тщательно проверены в ходе судебного разбирательства. С приведением в судебных решениях убедительной мотивировки данные доводы были признаны несостоятельными. Нарушений процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, со стороны должностного лица не установлено.

Поводов ставить под сомнение правильность и законность сделанных судами вводов, исходя из материалов дела и содержания судебных решений, не усматривается.

Судебное разбирательство было проведено полно, всесторонне и объективно в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Оснований сомневаться в законности данной судами оценки доказательствам по делу, решений по доводам защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, - не имеется.

С приведением в судебных актах мотивированной оценки всем доводам защиты судами была обоснованно установлена законность привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. Оснований ставить под сомнение объективность и законность выводов судей в указанной части не усматривается.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

Снижение судьей районного суда назначенного должностным лицом размера штрафа на основании расчета ущерба, подробно изложенного в решении от 3 марта 2021 года, обоснованно признано судьей областного суда правомерным. Оснований признать выводы судов в данной части не соответствующими нормам материального и процессуального права, а также обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора по существу, не имеется.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица с доводами, аналогичными приведенным в рассматриваемой жалобе, судьями обеих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решениях дана объективная правовая оценка всем доводам стороны защиты и приведены убедительные мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности.

Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 3 марта 2021 года и решение судьи Калининградского областного суда от 11 мая 2021 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу его защитника, адвоката Марамыгина В.Г. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Третьего кассационного суда

общей юрисдикции (подпись) А.В. Городков