ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5154/2022 от 20.07.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-5154/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 20 июля 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу начальника отделения (планирования, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) Военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г. Курска Варюхина Е.А. на вступившее в законную силу решение судьи Курского областного суда от 18 февраля 2022 года, вынесенное в отношении Яковлева Сергея Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением начальника отделения военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г.Курска N2/112 от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 9 декабря 2021 года, Яковлев С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Курского областного суда от 18 февраля 2022 года, постановление должностного лица от 28 сентября 2021 года и решение судьи районного суда от 9 декабря 2021 года изменены, Яковлеву С.И. назначено наказание в виде предупреждения, в остальной части вышеуказанные акты оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, начальник отделения (планирования, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) Военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г. Курска Варюхин Е.А. полагает решение судьи областного суда от 18 февраля 2022 года необоснованным. Выражает несогласие с выводами судебной инстанции о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.

Яковлев С.И., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принятии данной жалобы, в установленный срок представил на нее возражения, которых просит решение судьи областного суда оставить без изменения, жалобу должностного лица без удовлетворения.

Изучение представленных материалов, доводов жалобы, возражений на нее, позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новоеместо жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

Статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определены обязанности граждан по воинскому учету. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Обязанности граждан также определены в Положении о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N719.

В силу пункта 54 Положения о воинском учете граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для привлечения Яковлева С.И. постановлением начальника отделения военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г.Курска N2/112 от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 9 декабря 2021 года, явился факт того, что Яковлев С.И. 31 июля 2020 года был уволен с должности фотографа в отделе выездной фотосъемки по срочному трудовому договору в результате неисполнения гражданином обязанностей по воинскому учету, не сообщил в военный комиссариат в двухнедельный срок об изменении места работы. Уважительных причин о неисполнении обязанностей по воинскому учету не представил.

Изменяя постановление начальника отделения военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г.Курска N2/112 от 28 сентября 2021 года, и решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 9 декабря 2021 года в части назначенного наказания, судья областного суда исходил из того, что санкция статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания как в виде предупреждения, так и административного штрафа. При рассмотрении дела оставлены без надлежащей правовой оценки наличия смягчающих вину обстоятельств: Яковлев С.И. впервые привлекается к административной ответственности, признал вину в совершении административного правонарушения, является Ветераном военных действий, награжден медалями Министерства обороны РФ "За отличие в военной службе" 1 и 2 степени, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, в связи с чем, применив положения части 2 статьи 3.4 названного Кодекса, сделал вывод о возможности назначения Яковлеву С.И. административного наказания в виде предупреждения, что оспаривается должностным лицом, вынесшим постановление.

Указанное суждение судьи областного суда соответствует положениям части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для несогласия с выводами, изложенными в судебном акте, в рассматриваемом случае основания для изменения состоявшегося по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда в части назначенного административного наказания у судьи областного суда имелись.

Ссылки жалобы на допущенные судьей областного суда нарушения, выразившиеся в не извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела должностного лица, вынесшего постановление, подлежат отклонению.

Должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Данные разъяснения приведены в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом данных положений судья областного суда пришел к правомерному выводу о возможности изменения назначенного Яковлеву С.И. наказания.

Указание на часть 3 статьи 4.3 названного Кодекса является ничем иным, как опиской.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

решение судьи Курского областного суда от 18 февраля 2022 года, вынесенное в отношении Яковлева Сергея Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отделения (планирования, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) Военного комиссариата Центрального и Сеймского округов г. Курска Варюхина Е.А. - без удовлетворения.

Судья Г.К. Шамшутдинова