ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-516/19 от 20.01.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-82/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 20 января 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя министра финансов Амурской области ФИО2 от 19 марта 2019 года № 57/2019, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 мая 2019 года и решение судьи Амурского областного суда от 5 июля 2019 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя министра финансов Амурской области ФИО2 от 19 марта 2019 года № 57/2019, оставленным без изменения решениями судей Благовещенского городского суда Амурской области от 13 мая 2019 года и Амурского областного суда от 5 июля 2019 года, должностное лицо заказчика – председатель аукционной комиссии директор ГБУ Амурской области «Центр государственной оценки Амурской области» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, ФИО1 просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 7.30 КоАП РФ отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в цитируемой норме - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в части 1 статьи 59 определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в часть 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункт 7 изложен в следующей редакции: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как установлено из представленных материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 14 мая 2018 года размещены извещение № 0123200000318001199 и документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и установке жалюзи горизонтальных алюминиевых. Начальная (максимальная) цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.

В пункте 13 Информационной карты документации об электронном аукционе № 0123200000318001199 (Раздел П) содержатся требования к участникам закупки предусмотренные частью 1 статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (подпункт 5).

Таким образом, пункт 13 Информационной карты документации об электронном аукционе № 0123200000318001199 содержит требования, предъявляемые к участникам закупки, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В пункте 14 Информационной карты указано, что требования к содержанию и составу второй части заявки установлены в пункте 2.2.2 Раздела I документации об аукционе.

В пункте 2.2.2 Раздела I предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным в пунктах 3 - 9 статьи 31 Закона о контрактной системе (если такие требования установлены, информация о них содержится в Информационной карте).

На участие в электронном аукционе № 0123200000318001199 поданы заявки: ИП ФИО9., ИП ФИО10

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе индивидуального предпринимателя ФИО9 а именно 5-й пункт заявки, содержит декларацию о соответствии данного участника требованиям пунктов 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 489-ФЗ.

Указанное свидетельствует о том, что участником закупки ИП ФИО9 не представлена декларация о его соответствии требованиям части 7 статьи 31 Закона о контрактной системе в действующей редакции.

Несмотря на это, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30 мая 2018 года № 0123200000318001199 заявка участника ИП ФИО9 признана аукционной комиссией соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе ИП ФИО9 аукционной комиссией признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, при непредставлении участником закупки документов, предусмотренных пунктом 2 частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Председателем аукционной комиссии, созданной заказчиком, является ФИО1

Совокупность изложенного указывает на наличие в действиях председателя аукционной комиссии, директора государственного бюджетного учреждения Амурской области «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО1 вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы ФИО1 о малозначительности допущенных нарушений были предметом оценки судьи Благовещенского городского суда Амурской области, выводы судьи в этой части мотивированы, в том числе применительно к объективной стороне совершенного правонарушения и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным и не включает в себя наступление вредных последствий.

Несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.

Изложенное обоснованно не позволило признать возражения ФИО1 состоятельными.

Признание судом действий другого должностного лица за сходное нарушение законодательства о контрактной системе малозначительными, на что в своей жалобе ссылается ФИО1, не ставит под сомнение правильности выводов по настоящему делу, которое разрешено исходя из установленных в порядке статьи 26.1 КоАП РФ конкретных обстоятельств этого дела.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление заместителя министра финансов области Амурской области ФИО2 от 19 марта 2019 года № 57/2019, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 мая 2019 года и решение судьи Амурского областного суда от 5 июля 2019 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева