№ 16-86/2022 (16-5187/2021)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 1 марта 2022 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району от 29 июля 2020 г., решение судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 15 сентября 2020 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 21 января 2021 г., вынесенные в отношении капитана судна «Сиррус» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району от 29 июля 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 15 сентября 2020 г. и решением судьи Мурманского областного суда от 21 января 2021 г., капитан судна «Сиррус» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить, вернуть дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенные процессуальные нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
Правила пересечения государственной границы российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) (далее – Закон «О Государственной границе»), согласно статье 9.1 которого в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение Государственной границы):
а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
Неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий: а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов; б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов; в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы (часть 2 статьи 9.1).
Неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов (часть 4 статьи 9.1).
Правила передачи в пограничные органы федеральной службы безопасности данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 811, нарушение пунктов 8-10 которых вменено ФИО1 как капитану судна «Сиррус» при следующих обстоятельствах.
10 июня 2020 г. в результате аналитического контроля надводной обстановки дежурной сменой Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району проведен мониторинг соблюдения законодательства о Государственной границе Российской Федерации судном «Сиррус», следовавшим под управлением капитана ФИО1 по маршруту «порт Мурманск - Териберка - Баренцево море» с последующим возвращением порт Мурманск.
Судно «Сиррус» (флаг – Российская Федерация, порт приписки: Архангельск, ИМО: №, MMSI: №, позывной - №) принадлежит на праве собственности АО «Управление Транспортных Перевозок», капитан судна ФИО1 является работником АО «Управление Транспортных Перевозок».
Судно «Сиррус» зарегистрировано в российском центре системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ФГУП «Морсвязьспутник») и после выхода 26 мая 2020 г. из порта Мурманск пересекало Государственную границу Российской Федерации как имеющее право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля согласно уведомлению от 25 мая 2020 г.
Капитан судна «Сиррус» ФИО1 25 мая 2020 г. уведомил Пограничное управление о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов и иных видов контроля) по маршруту из п. Мурманск - Териберка - Баренцево море - п. Мурманск.
Выход из порта Мурманск был заявлен на 16:00 (мск) 26 мая 2020 г.
Дежурным оператором Пограничного управления в 16:00 (мск) 26 мая 2020 г. подтверждено поступление данных о местоположении судна согласно пункту 6 Правил.
Передача данных о местоположении судна в соответствующий центр осуществлялась с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента проверки исправности технических средств контроля местоположения судна.
В период с 09:58 UTC 29 мая 2020 г. до 13:46 UTC 29 мая 2020 г. передача данных о местоположении судна «Сиррус» в автоматическом и ручном режиме в пограничный орган не осуществлялась.
В ФГУП «Морсвязьспутник» 29 мая 2020 г. и 8 июня 2020 г. были направлены соответствующие запросы.
По информации, полученной от ФГУП «Морсвязьспутник», у судна в указанный период наблюдались проблемы с получением отчетов, при этом 29 мая 2020 г. в 12 час 16 мин соответствующие уведомления автоматически направлялись в адрес судовладельца по адресу электронной почты povorov@upt.ru, указанному в заявке от 15 июня 2018 г.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 9.1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», пунктов 8, 9, 10 Правил информация от судовладельца судна и от капитана судна «Сиррус» в пограничный орган в установленном Правилами порядке не поступала.
Согласно трудовому договору № 26-19 от 3 июня 2019 г. и приказу № Тм70-л/с от 23 июня 2020 г. ФИО1 является работником АО «УТП» и на момент совершения административного правонарушения действовал от имени и в интересах работодателя.
С учетом вышеизложенного, капитан судна «Сиррус» ФИО1, управляя вышеуказанным судном при осуществлении неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации, нарушил требования приведенных выше нормативных правовых актов, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Жалобы на постановление должностного лица рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения которых все доводы, заявленные ФИО1, получили надлежащую правовую оценку.
Доводы, изложенные в рассматриваемой жалобе, аналогичны доводам жалоб, являвшихся предметом рассмотрения нижестоящих инстанций, по существу сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств и установленными по делу обстоятельствами, однако не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшихся по делу актов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Западному арктическому району от 29 июля 2020 г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 15 сентября 2020 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 21 января 2021 г., вынесенные в отношении капитана судна «Сиррус» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции