ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5226/2023 от 17.11.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5226/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 17 ноября 2023 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления – начальника отдела контроля определения поставщика, подрядчика, исполнителя управления контроля в сфере закупок Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры <данные изъяты><данные изъяты>. на вступившее в законную силу решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 июля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника Управления контроля в сфере закупок Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <данные изъяты><данные изъяты>. от 09 марта 2023 года № 3/2023/01-НМ, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 мая 2023 года, <данные изъяты> в сфере закупок муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 июля 2023 года указанные постановление, решение отменены, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.

ФИО1, уведомленная о подаче жалобы, направила возражения на жалобу, в которых указала об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы должностного лица.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на жалобу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Контрольно-Счетной палатой Советского района ХМАО-Югры установлено, что 03 февраля 2022 года бюджетным учреждением культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района» заключены муниципальные контракты:

1) с Муниципальным унитарным предприятием «<данные изъяты>» от 03 февраля 2022 года № 3-2022-95 на холодное водоснабжение и водоотведение;

2) с Муниципальным унитарным предприятием «<данные изъяты>» от 03 февраля 2022 года № 110-03-22-4 на теплоснабжение;

3) с АО «<данные изъяты>» от 01 февраля 2022 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственником/владельцем помещения/объекта №10Э86К04000000201;

4) с ООО «<данные изъяты>» от 28 января 2022 года № 63-5-64- 5718/22Д на поставку газа.

1) Пунктом 8 контракта от 03 февраля 2022 года № 3-2022-95 на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного на сумму 128477,90 рублей, установлено, что расчетный период, установленный настоящим контрактом, равен одному календарному месяцу. «Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании универсального передаточного документа со статусом «1» (УПД), который используется в качестве формы первичного учетного документа счета-фактуры и акта выполненных работ для подтверждения расходов и вычетов НДС.

УПД выставляется к оплате ресурсоснабжающей организацией не позднее 05-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.

Получение Абонентом оформленных и подписанных со стороны ресурсоснабжающей организации актов расчетов, счетов, УПД осуществляется одним из указанных способов: самостоятельно, в срок не позднее с 4-го по 9-го чисел месяца, следующего за расчетным, в профильном отделе; посредством использования электронного документооборота, при условии наличия у Абонента необходимых программных и технических средств для применения электронной подписи; курьерской доставкой, при условии заключения с ресурсоснабжающей организацией контракта о курьерской доставке документов. В случаях, когда Абонент в установленный срок не получил УПД, либо до окончания отчетного периода не вернул подписанный универсальный передаточный документ и не представил мотивированный отказ от его оплаты, услуги по настоящему контракту считаются принятыми в полном объеме и без замечаний и подлежат оплате в соответствии с его условиями. В случае неполучения Абонентом платежных документов (счета, УПД). Датой получения их Абонентом считается дата выписки платежных документов ресурсоснабжающей организацией».

В ходе проверки административным органом установлено, что услуги по контракту за февраль 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 28 февраля 2022 года № 1095 на сумму 6039,67 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 14 марта 2022 года, подписан Заказчиком 15 марта 2022 года.

Ссылаясь на то, что поставщиком обязательства по оказанию услуг были исполнены 28 февраля 2022 года, на основании пункта 2 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, пункта 8 контракта, административный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком оплаты в срок не позднее 10 марта 2022 года. Так как обязанность по оплате оказанных услуг Заказчиком исполнена 30 марта 2022 года на основании платежного поручения № 172 от 21 марта 2022 года (списано со счета плательщика 30 марта 2022 года), административный орган установил нарушение срока оплаты по контракту за февраль 2022 года.

Нарушение срока оплаты установлено и за последующие периоды:

Услуги по контракту за апрель 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 30 апреля 2022 года № 2588 на сумму 4501,64 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 05 мая 2022 года, подписан Заказчиком 11 мая 2022 года, оплачен 13 мая 2022 года.

Услуги по контракту за май 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 31 мая 2022 года № 3205 на сумму 14274,31 рублей (предоставлен исполнителем посредством использования электронного документооборота 06 июня 2022 года, подписан Заказчиком 07 июня 2022 года, оплата произведена 29 июня 2022 года.

Услуги по контракту за июнь 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 30 июня 2022 № 3738 на сумму 13541,11 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 22 июля 2022 года, подписан Заказчиком 22 июля 2022 года, оплачен 28 июля 2022.

2) Пунктом 6.4 контракта от 03 февраля 2022 года № 110-03-22-4 на услуги теплоснабжения, заключенного па сумму 1580398,21 рублей, установлено, что расчетный период, для оплаты за коммунальные услуги, установленный настоящим контрактом, равен одному календарному месяцу. Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Пунктом 6.5 контракта определено: «Не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, РСО выставляет Потребителю универсальный передаточный документ со статусом «1» (далее - УПД), который используется в качестве формы первичного учетного документа счета-фактуры и акта выполненных работ для подтверждения расходов и вычетов НДС.

Получение Потребителем оформленных и подписанных со стороны РСО объемов потребления тепловой энергии, актов сверки расчетов, счетов, УПД осуществляется одним из указанных способов: самостоятельно, в срок не позднее 4-го н 9-го чисел месяца следующего за расчетным, в профильном отделе; посредством использования электронного документооборота, при условии наличия у Потребителя необходимых программных и технических средств для применения электронной подписи; курьерской доставкой, при условии заключения с РСО контракта о курьерской доставке документов. В случаях, когда Потребитель в установленный срок не получил УПД, либо до окончания отчетного периода не вернул подписанный универсальный передаточный документ и не представил мотивированный отказ от его подписания, услуги по настоящему контракту считаются принятыми в полном объеме без замечаний и подлежат оплате в соответствии с его условиями. В случае неполучения Потребителем платежных документов (счета, УПД), датой получения их Потребителем считается дата выписки платежных документов РСО».

Административным органом в ходе проверки установлено, что услуги по контракту за февраль 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 28 февраля 2022 года № 1077 на сумму 188491,77 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 14 марта 2022 года, подписан Заказчиком 15 марта 2022 года, оплачен 30 марта 2022 года.

Услуги по контракту за март 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 31 марта 2022 года № 1766 на сумму 168270,06 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 13 апреля 2022 года, подписан Заказчиком 22 апреля 2022 года, оплачен 28 апреля 2022 года.

Услуги по контракту за апрель 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 30 апреля 2022 года № 2620 на сумму 128519,21 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 10 мая 2022 года, подписан Заказчиком 11 мая 2022 года, оплачен 30 мая 2022 года.

Услуги по контракту за май 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 31 мая 2022 года № 3235 на сумму 95765,23 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 06 июня 2022 года, подписан Заказчиком 07 июня 2022 года, оплачен 29 июня 2022 года.

Услуги по контракту за июнь 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 30 июня 2022 года № 3958 па сумму 25862,93 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 20 июля 2022 года, подписан Заказчиком 20 июля 2022 года, оплачен 25 июля 2022 года.

3) Пунктом 6 договора от 01. Февраля 2022 года № ЮЭ86К04000000201 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного на сумму 64581,24 рублей, установлено, что Потребитель (за исключением потребленной в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 7.1 договора определено: «Потребитель обязан получить УПД у Регионального оператора в порядке, указанном в подпункте «з» пункта 10 настоящего договора. Потребитель возвращает Региональному оператору один экземпляр подписанного УПД в срок до 5 (Пяти) рабочих дней с даты получения у Регионального оператора.

В случае, если Потребитель не получил УПД у Регионального оператора в установленном порядке и в установленный срок, а так же в случае непредставления Потребителем Региональному оператору подписанного экземпляра УПД в установленный срок, УПД считается признанным согласованным обеими сторонами.

Подпунктом «з» пункта 10 установлено, что Потребитель обязан обеспечить собственными силами ежемесячное получение у Регионального оператора уполномоченным лицом Потребителя счета на оплату услуг по настоящему договору, универсального передаточного документа за соответствующий расчетный период до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным».

Административным органом установлено, что услуги по договору за февраль 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 28 февраля 2022 года № 22022800037/86/40 на сумму 5291,83 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 04 марта 2022 года, подписан Заказчиком 09 марта 2022 года, оплачен 17 марта 2022 года).

Услуги по договору за март 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 31 марта 2022 года № 22033100011/86/40 на сумму 5291,83 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 05 апреля 2022 года, подписан Заказчиком 08 апреля 2022 года, оплачен 15 апреля 2022 года).

Услуги по договору за июнь 2022 года Поставщиком оказаны и приняты Заказчиком, УПД от 30 июня 2022 года № 22063000141/86/40 на сумму 4665,70 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 05 июля 2022 года, подписан заказчиком 05 июля 2022 года, оплачен 19 июля 2022 года).

4) Пунктом 5.5.1 контракта от 28 января 2022 года № 63-5-64-5718/22Д на поставку газа, заключенного на сумму 216406,58 рублей, установлено, что фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Услуги по контракту за февраль 2022 года оказаны Поставщиком и приняты Заказчиком 28 февраля 2022 года на сумму 36592,22рублей (УПД предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 09 марта 2022 года подписан Заказчиком 10.03.2022, на основании платежного поручения №148 от 14.03.2022 года (списано со счета плательщика 21 марта 2022 года).

Услуги по контракту за апрель 2022 года оказаны Поставщиком и приняты Заказчиком 30 апреля 2022 года на сумму 16902,56рублей (УПД предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 05 мая 2022 года, подписан Заказчиком 05 мая 2022 года, на основании платежного поручения № 325 от 13 мая 2022 года списано со счета плательщика 13 мая 2022 года).

Услуги по контракту за май 2022 года оказаны Поставщиком и приняты Заказчиком 31 мая 2022 года на сумму 11854,85 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 07 июня 2022, подписан Заказчиком 08 июня 2022. на основании платежного поручения №358 от 14 июня 2022 списано со счета плательщика 22 июня 2022 года);

Услуги по контракту за июнь 2022 года оказаны Поставщиком и приняты Заказчиком 30 июня 2022 на сумму 2529,71 рублей (предоставлен Исполнителем посредством использования электронного документооборота 06 июля 2022, подписан Заказчиком 08 июля 2022, на основании платежного поручения № 495 от 12 июля 2022 списано со счета плательщика 13 июля 2022).

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностным лицом ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья суда округа при проверке дела в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного нарушения.

В настоящей жалобе должностное лицо просит об отмене решения судьи суда округа, излагая обстоятельства дела, указывает на наличие доказательств вины ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление. Из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено вынесение решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В настоящем случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается. Несогласие должностного лица административного органа с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей суда округа норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, на иное не указывает.

Прекращая производство по делу, судья окружного суда пришел к выводу, что должностным лицом и судом первой инстанции верно установлено наличие нарушении заказчиком (абонентом) сроков оплаты по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями.

Нарушение срока оплаты произошло по причине позднего получения УПД заказчиком (абонентом), нарушений срока подписания руководителем заказчика (абонента) и срока передачи УПД в централизованную бухгалтерию.

Вместе с тем, суд, проанализировав пункт 3.26 должностной инструкции <данные изъяты> в сфере закупок отдела <данные изъяты> и пункт 3.9.2 Положения об отделе <данные изъяты>, пришел к выводу о том, что ФИО1 делегированы полномочия и соответственно на нее возложены обязанности по контролю за оплатой УПД только со стадии исполнения УПД бухгалтерией, соответственно она не является надлежащим субъектом вмененного ей правонарушения.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы не имеется.

В силу положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности возобновление производства по делу об административном правонарушении, которое было прекращено, недопустимо.

Кроме того, согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, отмена вступившего в законную силу акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

При рассмотрении жалобы не установлено, что судьей суда автономно округа было допущено такое нарушение.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 июля 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника управления – начальника отдела контроля определения поставщика, подрядчика, исполнителя управления контроля в сфере закупок Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры <данные изъяты><данные изъяты>. - без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции П.В. Степанов