ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5229/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 02 сентября 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Золото Дельмачик» ФИО5. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 20 апреля 2020г, решение судьи Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июля 2020г, решение судьи Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2020г, вынесенные в отношении ООО «Золото Дельмачик», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике /Бурятия от 20 апреля 2020г, оставленным без изменения решением судьи Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июля 2020г, ООО «Золото Дельмачик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2020г постановление должностного лица и решение Шилкинского районного суда Забайкальского края изменены, исключены указания на совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ; на совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ в период, предшествующий 20 апреля 2019 года. В остальной части акты оставлены без изменения.
В жалобе генеральный директор ООО «Золото Дельмачик» ФИО6. просит об отмене постановления и решений, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 8.10 КоАП РФ выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, что в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения обществом законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выявлено нерациональное использование полезных ископаемых при освоении золоторудного месторождения, нарушение требований технических проектов, что повлекло сверхнормативные потери.
Установлено, что по состоянию на 31 марта 2020г ООО «Золото Дельмачик» осуществляло отработку полезных ископаемых способом, не предусмотренным техническим проектом при отсутствии обоснования рационального комплексного использования недр; .
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО «Золото Дельмачик» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведение проверки от 11.02.2020г № 45-р, актом проверки от 31.03.2020г, проектом документации с приложением и дополнениями, протоколом заседания центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых, лицензией на пользование недрами, выданной ООО «Золото Дельмачик» с изменениями, Уставом ООО «Золото Дельмачик» и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО «Золото Дельмачик» квалифицированы по части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
Исходя из статьи 11, пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недропользователь обязан осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых в соответствии с предоставленной ему лицензией и требованиями технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допуская при этом сверхнормативных потерь либо иного нерационального использования полезных ископаемых.
Согласно статьи 23 названного закона основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
В соответствии с ст. 23.2 Закона, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Из материалов дела следует, что при пользовании недрами, общество осуществляло переработку минерального сырья не в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
ООО «Золото Дельмачик» в 2016г разработан технический проект «.
Техническим проектом технологической схемой переработки руд предусмотрены предварительное обогащение руд Зоны Антимонитовая методом рентгено-радиометрической сепарации (РРС) с получением сурьмяного концентрата и хвостов РРС, кучное выщелачивание (КВ) руд участков Северо-Восточный и продуктов переработки РРС руд Зоны Антимонитной (хвостов переработки РРС), рудоподготовка-дробление о окомкование дробленой руды, выщелачивание на УКВ с применением цианида натрия, гидрометаллургическая переработка растворов КВ сорбцией на активированный уголь, десорбцией и электролизом, пирометаллургическая обработка продуктов гидрометаллургической переработки с получением конечного продукта, слитков лигатурного золота. Рудоподготовка включает окомкование дробленного материала с добавкой извести и цианида натрия, выщелачивание раствором цианида, сорбция золота из растворов на активированный уголь.
Технологическая схема предварительного обогащения руд Зоны Антимонитовая предусматривает РРС с получением сурьмянносодержащего продукта и хвостов РРС. Обогащение руды Зоны Антимонитовая на опытно-промышленной установке РРС предусмотрено с получением сурьмяного продукта (концентрат РРС) и хвостов РРС, хвосты РРС направляются в технологическую схему рудоподготовки сырья для переработки на установке КВ.
Технологической схемой на установке КВ (УКВ) предусмотрена переработка дробленной и окомкованной руды на двух установках производительностью 750тыс.т/год, формирование 14 карт с укладкой руды Зоны Антимонитовая отдельно в 2 картах, применяемые при выщелачивании реагенты- цианид натрия (100% NACH), известь (100% CaO), едкий натрий (100% NaOH), концентрация цианида в растворе на выщелачивание- 0,05% (не менее 0,03%).
Технологической схемой на УКВ предусмотрена первичная переработка предварительно подготовленных (дробленных и окомкованных) руд участков Северо-Восточный и Центральный, и хвостов РРС руд участка Зона Антимонитовая. Годовая производительность по переработке минерального сырья установлена по величине 150 тыс.т руды в год на установке РРС и 1500 тыс.т. руды в год на УКВ. Обогащение дробленных сурьминых руд Зоны Антимонитовая предусмотрено с применением сепараторов СФР4-150 с получением сурьмяного концентрата и хвостов РРС, подлежащих дроблению, ококованию и переработке на УКВ. Переработка минерального сырья на УКВ предусмотрена раствором цианида, с осаждением металлов из продуктивных растворов на активированный уголь. Технологическая схема предусматривает ряд операций, приведенных в ней и согласована в установленном порядке по следующим показателям: технологическое извлечение сурьмы в концентрат РРС -58%; сквозное извлечение в продукт переработки золото-71,99%, серебро-13,6%; нормативы технологических потерь: золото-28,01%, серебро-86,4%.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено что добытые полезные ископаемые были переработаны без учета названной технической документации. Техническая документация, обосновывающая рациональное использование минеральных ресурсов и нормативов потерь при переработке, отсутствует. По состоянию на 01.03.2020г в хвостах переработки, произведенной без утвержденного технического проекта содержится не извлеченных при переработке по фактически используемой недропользователем схеме, не утвержденной в установленном порядке, образовав не согласованные технологические потери.
Проектная документация на переработку руды Дельмачикского месторождения на УВК без предварительного обогащения руд Зоны Антимонитовая методом РРС, без окомкования дробленой руды перед укладкой в штабель для выщелачивания, с использованием при выщелачивании реагента «Jin Chan» и вовлечением в переработку хвостов ранее произведенной переработки с ПКВ-1, в обществе отсутствуют, что является нарушением Закона РФ «О недрах», п.19 Правил охраны недр при переработке минерального сырья.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы об отсутствии события административного правонарушения является несостоятельным.
Факт имевшего место события административного правонарушения в рассматриваемом случае установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании исследования совокупности представленных в материалы дело доказательств.
Вопреки доводам жалобы суд правильно установил обстоятельства совершения обществом правонарушения, правильно применил нормы материального права. Доводы о том, что в данном случае общество руководствовалось именно утвержденным в 2016г техническим проектом, опровергаются материалами дела, приведенными выше.
Доводы заявителя о соблюдении всех требований законодательства в части недропользования, в том числе Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, в связи с чем по их мнению не было допущено свернормативных потерь, отклоняются, поскольку опровергаются актом проверки, который был подписан представителем общества без замечаний, перечисленные в нем нарушения подтверждены представленными в дело доказательствами.
Пунктом 4 Правил утверждения потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г № 921 установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
В силу прямого указания приведенных Правил суды правильно пришли к выводу о том, что факт сверхнормативных потерь полезных ископаемых установлен, поскольку в обществе отсутствовала утвержденная проектная документация, обосновывающая рациональное комплексное использование недр.
Доводы относительно того, что общество не применяло вторичную переработку хвостов, использовало реагент торгового знака «Jin Chan», который по составу не отличается о того, который указан в техническом проекте, а также об исключении процесса окомкования дробленной руды, были предметом проверки вышестоящей судебной инстанции, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в решении не согласиться с которыми оснований не имеется.
Представленные в материалы дела протоколы заседания ЦК по разработке месторождений твердых полезных ископаемых от 24.11.2020г, установленных по делу обстоятельств не опровергают и основанием к отмене принятых актов не являются.
Несоблюдение приведенных выше требований законодательства, предусматривающего его обязательное выполнение, выявленные в ходе проверки нарушения, свидетельствуют о нерациональном использовании недр, ведущим к потерям при добыче полезных ископаемых, что является объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли,правомерно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности, соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, финансового и имущественного положения общества, в размере менее минимального, установленного санкцией ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 20 апреля 2020г, решение судьи Шилкинского районного суда Забайкальского края от 30 июля 2020г, решение судьи Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2020г, вынесенные в отношении ООО «Золото Дельмачик», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Золото Дельмачик» ФИО7. – без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева