ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5274/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 6 октября 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии при администрации г. Белгорода ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 мая 2023 года и решение судьи Белгородского областного суда от 19 июня 2023 года, состоявшиеся в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»,
установил:
постановлением административной комиссии при администрации г. Белгорода от 7 февраля 2023 года № 0410739104310000004319344 ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Белгородского областного суда от 19 июня 2023 года, указанное постановление административной комиссии при администрации г. Белгорода отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, председатель административной комиссии ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
ФИО2, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче заявителем жалобы, представила возражения, в которых указывает о законности судебных актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» невнесение платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), организованными органами местного самоуправления, в размерах и в сроки, установленные муниципальными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» послужили изложенные административной комиссией в постановлении от 7 февраля 2023 года выводы о том, что 13 декабря 2022 года с 10 часов 8 минут до 12 часов 20 минут на территории городской платной парковки, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по адресу: <...>, было размещено транспортное средство марки «Renault SR», государственный регистрационный знак №, собственником (владельцем) которого является названное лицо, без внесения платы, установленной пунктом 3.2 постановления администрации города Белгорода от 10 октября 2014 года № 202 «Об организации платных парковок» (далее - постановление администрации города Белгорода от 10 октября 2014 года № 202), то есть с нарушением пункта 2.1 Правил пользования парковками, за исключением платных плоскостных парковок, и размещения на них транспортных средств, утвержденных указанным постановлением администрации города Белгорода (далее – Правила).
Судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную ФИО2 в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 10 мая 2023 года постановление административной комиссии отменил с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии ФИО2 состава административного правонарушения.
Судья Белгородского областного суда, рассмотрев жалобу председателя административной комиссии ФИО1, поданную в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 19 июня 2023 года принятый судьей районного суда судебный акт оставил без изменения.
Однако с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя в связи со следующим.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) в редакции Федерального закона от 18 июля 2019 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 184-ФЗ) на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы данной части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - заявление).
В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения (часть 12 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2019 года № 184-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2020 года (за исключением отдельных положений), со дня вступления в силу названного Федерального закона устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого инвалиду (его законному или уполномоченному представителю) предоставляется возможность подачи заявления для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральном реестре инвалидов, а также допускается применение опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования, который выдается в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств в порядке, установленном до дня вступления в силу этого Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 Порядка размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений, утвержденного приказом Минтруда России от 14 ноября 2019 года № 724н (далее – Порядок), названный Порядок устанавливает правила размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида (далее - сведения о транспортном средстве), а также использования и предоставления этих сведений в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в федеральном реестре инвалидов размещаются следующие сведения о транспортном средстве: а) государственный регистрационный номер транспортного средства; б) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства); в) дата и время размещения (изменения) сведений о транспортном средстве, предусмотренных подпунктами «а» и «б» названного пункта; г) дата подачи заявления о размещении сведений о транспортном средстве; д) дата и время начала фактической эксплуатации транспортного средства; е) дата и время окончания фактической эксплуатации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 4 Порядка сведения о транспортном средстве, предусмотренные пунктом 3 этого Порядка, размещаются Пенсионным фондом Российской Федерации в федеральном реестре инвалидов в отношении одного транспортного средства на основании поданного в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления инвалида, законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида). При этом Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает возможность изменения указанных сведений.
Согласно пункту 8 Порядка заявление подается в отношении одного транспортного средства. При необходимости изменения сведений о транспортном средстве или при продлении срока, на который установлена инвалидность (установления ее вновь), необходимо подать новое заявление.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2020 года № 115 «О порядке распространения на граждан из числа инвалидов III группы норм части девятой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 июля 2020 года, нормы части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, предусматривающие выделение на всех парковках общего пользования мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, распространяются на следующих граждан из числа инвалидов III группы: а) граждане, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению любой степени выраженности (1, 2 или 3 степени); б) граждане, получившие до вступления в силу названного постановления в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы опознавательный знак «Инвалид» для индивидуального использования и пользующиеся правом на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.
Пунктом 2.1 Правил предусмотрено, что размещение транспортных средств на парковочных местах парковок (пользование парковочными местами) является платным по решению администрации города Белгорода.
В соответствии с подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 Правил вне зависимости от того, является ли парковка платной, бесплатно размещаются транспортные средства, управляемые инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей - инвалидов, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид» - на местах для парковки транспортных средств инвалидов, указанных в подпункте 2.1.5 пункта 2.1 названных Правил.
Подпунктом 2.1.5 пункта 2.1 Правил установлено, что на каждой платной парковке выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид», и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Таким образом, на автомобилях, размещаемых в местах для парковки транспортных средств инвалидов, должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид», и информация о них должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Вместе с тем из материалов дела следует, что по состоянию на 13 декабря 2022 года транспортное средство марки «Renault SR», государственный регистрационный знак №, не было внесено в федеральный реестр инвалидов.
В возражениях на жалобу ФИО2 указала о том, что она инвалид III группы, по вопросу получения знака «Инвалид» в компетентный орган не обращалась. После получения судебной повестки из Октябрьского районного суда г. Белгорода она попыталась внести свой автомобиль в федеральный реестр инвалидов, однако ей в этом было отказано.
В рассматриваемом случае выводы судьи районного суда сделаны без учета приведенных положений нормативных правовых актов и указанных обстоятельств.
Подобное рассмотрение дела судебными инстанциями не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенное судебными инстанциями нарушение носит фундаментальный, принципиальный характер, повлиявшее на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу судебных актов.
При этом в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Вместе с тем Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Учитывая изложенное, решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 мая 2023 года и решение судьи Белгородского областного суда от 19 июня 2023 года нельзя признать законными и подлежат отмене.
В настоящее время исключена возможность возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 мая 2023 года и решение судьи Белгородского областного суда от 19 июня 2023 года признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление административной комиссии при администрации г. Белгорода от 7 февраля 2023 года № 0410739104310000004319344 также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление административной комиссии при администрации г. Белгорода от 7 февраля 2023 года № 0410739104310000004319344, решение судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 10 мая 2023 года и решение судьи Белгородского областного суда от 19 июня 2023 года, состоявшиеся в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.18 Закона Белгородской области от 4 июля 2002 года № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.В. Поддымов