ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5277/2022 от 18.08.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5277/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 18 августа 2022 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Белгородской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Челединовой М.А, (далее – Челединова М.А.) на вступившие в законную силу решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 31 марта 2022 г. и решение судьи Белгородского областного суда от 16 мая 2022 г., вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «СВИНОКОМПЛЕКС КОРОЧА» (далее – ЗАО «СК КОРОЧА») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Белгородской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 января 2022 г., ЗАО «СК КОРОЧА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 816 415 рублей 32 копейки.

Решением судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 31 марта 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Белгородского областного суда от 16 мая 2022 г., указанное постановление должностного лица от 14 января 2022 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Челединова М.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.

ЗАО «СК КОРОЧА», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, представило возражения на неё, в которых указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Основанием для привлечения постановлением должностного лица от 14 января 2022 г. ЗАО «СК КОРОЧА» к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в указанном акте выводы о том, что названное юридическое лицо, основным видом деятельности которого является «01.46 разведение свиней», и дополнительными видами деятельности являются, в том числе: «10.11.1 производство мяса в охлажденном виде», «10.11.2 производство пищевых субпродуктов в охлажденном виде», «10.11.3 производство мяса и пищевых субпродуктов в замороженном виде» и другие, за отчетный 2019 г. была представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, электронный номер которой .

Согласно декларации за 2019 г. в разделе 2 «Информация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров» указало информацию (только) об упаковке товаров следующих групп:

«упаковка полимерная»: «коробки, ящики, корзины и аналогичные пластмассовые изделия» с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 – «22.22.13.000» в количестве упаковки этого вида, всего: 1032144 кг, в количестве, в отношении которого возникает обязанность обеспечить выполнение нормативов утилизации - 1032144 кг; «мешки и сумки, включая конические, из полимеров этилена» с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 – «22.22.11.000» в количестве упаковки этого вида, всего: 56226 кг, в количестве, в отношении которого возникает обязанность обеспечить выполнение нормативов утилизации - 56226 кг;

«упаковка из гофрированного картона»: «ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона» с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 – «17.21.13.000» в количестве упаковки этого вида, всего: 6242047 кг, в количестве, в отношении которого возникает обязанность обеспечить выполнение нормативов утилизации: всего - 6242047 кг, в том числе количество упаковки, произведенной из вторичного сырья 5430581 кг.

Таким образом, в связи с выпуском упаковки товаров 2019 г. вышеуказанных наименований (кодов) и количеств у ЗАО «СК КОРОЧА» - производителя товаров и упаковки товаров на территории Российской Федерации в соответствии с установленными законом требованиями (статья 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») возникла обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров.

1 апреля 2021 г. ЗАО «СК КОРОЧА» предоставило отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г., электронный номер которой 4939664 (далее – Отчетность), так как юридическое лицо в Отчетности указало, что является импортером товаров. Сведения о договорах и актах, подтверждающие выполнение нормативов утилизации от использования товаров за 2020 г. в соответствии с Отчетностью по группам упаковки указаны следующие:

«упаковка полимерная»: для материала упаковки товаров - полипропилен, норматив утилизации (в относительных единицах) составил 20%, итоговое количество упаковки товаров, подлежащей утилизации в отчетный период составило 206429 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период 407242 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации 344338 кг; итоговое количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) засчитываемых в отчетный период 751581 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации 545152 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), за которые необходимо уплатить экологический сбор 0 кг; сведения о документах, подтверждающих утилизацию (передачу отходов на утилизацию) «прочерк»; примечание «прочерк»;

«упаковка полимерная»: для материала упаковки товаров - полиэтилен высокой плотности, норматив утилизации (в относительных единицах) составил 20%, итоговое количество упаковки товаров, подлежащей утилизации в отчетный период составило 11245 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период 455260 кг, количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации 669858 кг; итоговое количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) засчитываемых в отчетный период 1125118 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации 1113873 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), за которые необходимо уплатить экологический сбор 0 кг; сведения о документах, подтверждающих утилизацию (передачу отходов на утилизацию) «Акт утилизации»; примечание «прочерк»;

«упаковка из гофрированного картона»: для материала упаковки товаров - гофрированный картон, норматив утилизации (в относительных единицах) составил 45%. С учетом упаковки товаров, произведенной из вторичного сырья, подлежащей утилизации в отчетный период, итоговое количество упаковки товаров, подлежащей утилизации в отчетный период составило 30038 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период 445007 кг, количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации 0 кг; итоговое количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) засчитываемых в отчетный период 445007 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации 441969 кг; количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), за которые необходимо уплатить экологический сбор 0 кг; сведения о документах, подтверждающих утилизацию (передачу отходов на утилизацию) «Акты утилизации»; примечание «прочерк».

По результатам контроля за выполнением установленных нормативов утилизации ЗАО «СК КОРОЧА» за 2020 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ЗАО «СК КОРОЧА» направлен акт от 27 октября 2021 г. № 1601.

Согласно указанному акту выявлены следующие ошибки, допущенные при заполнении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год и противоречия (несоответствия) между сведениями, содержащимися в Отчетности и информацией, имеющейся в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и (или) полученной им при декларировании количества выпущенных в обращении на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, при осуществлении контроля правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Не обеспечено выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров по группе упаковки товаров «упаковка полимерная», «упаковка из гофрированного картона», а именно: отсутствуют документы, подтверждающие выполнение нормативов утилизации - договора с юридическими лицами, осуществляющими утилизацию, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и акты утилизации отходов от использования товаров.

Как указано в акте от 27 октября 2021 г. в качестве документов, подтверждающих выполнение нормативов утилизации, представлен договор поставки от 1 июня 2012 г. и договор от 15 июня 2017 г. -ппо на транспортировку отходов. Так же представлен акт утилизации отходов от 31 декабря 2020 г., по которому утилизация осуществляется в период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. Однако для выполнения нормативов утилизации за отчетный 2020 г. утилизация должна выполняться непосредственно в 2020 г.

Кроме того, в нём содержалось требование том, что ЗАО «СК КОРОЧА» необходимо было в течении 10 рабочих дней со дня получения акта представить обоснованные пояснения, касающиеся Отчетности, и внести в неё изменения для устранения фактов, указанных в акте о проведении контроля за выполнением установленных нормативов.

По состоянию на 14 декабря 2021 г. в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования отсутствует информация о представлении ЗАО «СК КОРОЧА» скорректированной отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. в соответствии с замечаниями, указанными в названном акте.

В сведениях федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП за 2020 г. - «сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 г.», представленными ЗАО «СК КОРОЧА», и имеющимися в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (электронные номера которых , ), юридическое лицо в форме № 2-ТП отходы указало соответственно передачу следующих отходов (за исключением ТКО) другим хозяйствующим субъектам для утилизации (всего): аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом 0,7 тонн; отходы минеральных масел моторных 0,98 тонн; отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены 0,05 тонн; отходы минеральных масел компрессорных 1,83 тонн; тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими, 0,7 тонн; отходы поливинилхлорида в виде пленки и изделий из неё, незагрязненные, 5,326 тонн; отходы полиэтиленовой тары, незагрязненной, 17,69; отходы упаковочного картона, незагрязнённые, 80 тонн; отходы упаковочного гофрокартона, незагрязненные, 358,66 тонн; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,45 тонн; отходы полипропиленовой тары, незагрязненной, 25 тонн; отходы пленки полиэтилена и изделий из неё, незагрязненные, 3,76 тонн; стружка черных металлов несортированная, незагрязненная, 3,6 тонн; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, 0,37 тонн.

Однако, перечисленные отходы ЗАО «СК КОРОЧА» не может утилизировать на основании имеющейся у него лицензии на деятельность по обращению с отходами производства и потребления от 12 апреля 2017 г. № (31)-3353-ТУ, так как данная лицензия не предусматривает осуществление деятельности по обращению, в части утилизации вышеперечисленных отходов.

До момента составления протокола об административном правонарушении от 12 января 2022 г. документы, сведения, пояснения, которые были истребованы у ЗАО «СК КОРОЧА» определением от 23 декабря 2021 г. /И, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, юридическим лицом представлены не были.

Предоставленные ООО «Транспортная компания «Экотранс» в рамках ответа на запрос Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 декабря 2021 г. документы (акты) не содержат сведений: о наименовании утилизированных отходов, об их кодах по ФККО, об их количествах в разрезе каждого утилизированного отхода, о том произведена или не произведена товарная продукция из отходов, о наименовании произведенной продукции, о коде товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), сведения о наименовании технологии для утилизации отходов производства и потребления, наличие которых рекомендовано письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 декабря 2016 г. .

По существу, это акты выполненных работ, услуг: «Услуги по Приему и Утилизации ПО» за указанный месяц 2020 г. Следовательно, имеющиеся в распоряжении акты, предоставленные ООО «Транспортная компания «Экотранс»: № от 31 января 2020 г.; от 29 февраля 2020 г.; от 31 марта 2020 г.; от 30 апреля 2020 г.; от 31 мая 2020 г.; от 30 июня 2020 г.; от 31 июля 2020 г.; от 31 августа 2020 г.; от 30 сентября 2020 г. не являются актами утилизации отходов, и потому не подтверждают факт выполнения нормативов утилизации отходов ЗАО «СК КОРОЧА», об утилизации которых юридическое лицо отчиталось в Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. Договор на выполнение утилизации отходов производства и потребления в ответ на запрос представлен не был.

По существу представленных и рассмотренных копий документов, сделан вывод о том, что документы, представляемые юридическим лицом в качестве документов, подтверждающих выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г., включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в 2020 г., не являются таковыми, поскольку не соответствуют требованиям к договорам на утилизацию отходов, которые установлены главой 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствуют форме акта утилизации отходов (на отчетный 2020 г.), которая рекомендована к применению письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 декабря 2016 г. всеми производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, и их ассоциациями.

Несоответствие требованиям к договору, в частности касающейся предмета договора поставки от 1 июня 2012 г. (г. Короча) с соглашениями и спецификациями к нему: это сам предмет договора, наименование договора (в них не указано о выполнении утилизации); стороны договора именуются «Поставщиком» и «Покупателем»; во всех действиях с предметом договора выступает «полимерное вторсырье», а не отходы (пункты 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 7.2 договора), данный договор поставки заключен ЗАО «СК КОРОЧА» с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (), основной вид деятельности которого 46.77 «торговля оптовая отходами и ломом», и следующими дополнительными видами деятельности: «38.32.4 обработка отходов и лома цветных металлов», «38.32.52 обработка отходов бумаги и картона», «38.32.53 обработка отходов и лом пластмасс», «38.32.54 обработка отходов резины». Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц (https://egrul.nalog.ru/index.html), а также реестра лицензий (https://rpn.gov.ru/licences/) названный индивидуальный предприниматель не имеет лицензии, предусматривающей деятельность по утилизации отходов 4 класса опасности, который ЗАО «СК КОРОЧА» указывает в своей Отчетности как «передачу отхода (за исключением ТКО) другим хозяйствующим субъектам для утилизации» (графа 17 формы 2-ТП (отходы), с электронным номером 4078921). В то время как деятельность по утилизации отходов 1-4 класса опасности должна осуществляться на основании лицензии на деятельность по обращению с отходами (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункт 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Также, указанный договор не предусматривает организации-утилизатора с лицензией («третьей стороны»), которая должна осуществить утилизацию отходов от использованных товаров, в том содержании, которое предусмотрено обязанностями, установленным статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и определением утилизации отходов производства и потребления, установленным статьей 1 этого же Федерального закона.

Кроме того, акт на утилизацию, подписанный ИП ФИО2, не заверен самим юридическим лицом - ЗАО «СК КОРОЧА» (его печатью, подписью); в акте указано, что при утилизации отходов «применена технология прессования, передачи третьим лицам», хотя самим договором третья сторона не предусмотрена, в том числе в качестве утилизатора; сведений о примененной технологии фактически нет; к акту не прилагаются приложение № 1 и приложение № 2, как это предусмотрено рекомендованной формой акта; в акте не указаны сведения о производстве/не производстве товарной продукции из отходов, о наименовании произведенной продукции, о коде товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008); в акте отсутствуют сведения об отходах 4 класса опасности - строки 13, 16, а также об отходах класса опасности - строка 24 федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП отходы за 2020 г. - «сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 г.» (электронный номер которого ), представленной ЗАО «СК КОРОЧА» в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Таким образом, акт утилизации отходов за подписью ИП ФИО5 не является документом, подтверждающим выполнение нормативов утилизации отходов от использования упаковки товаров ЗАО «СК КОРОЧА» за 2020 г., так как он, в том числе не отражает результат выполненной утилизации отходов, как то установлено действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Аналогично и в отношении актов ООО «Транспортная компания «Экотранс» 2020 г. Акты имеются и их копии предоставлены ЗАО «СК КОРОЧА» к договору от 15 июня 2017 г. -ппо, в соответствии с которым услуги по приему с последующей утилизацией отходов оказывает ООО «Транспортная компания «Экотранс» (компания имеет лицензию на деятельность по обращению с отходами (31)-8130-СТОУР).

На основании изложенного установлен факт отсутствия актов, утилизации отходов от использования упаковки товаров ЗАО «СК КОРОЧА» за 2020 г.

С учетом количества упаковки товаров каждой группы, в отношении которых у ЗАО «СК КОРОЧА» возникла обязанность по обеспечению утилизации (так как их утилизация не подтверждена документами), с учетом ставок платы для каждой группы товаров (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов») экологический сбор за 2020 г. для трех позиций по двум группам упаковки составил всего рублей.

Судья Корочанского районного суда Белгородской области, рассмотрев жалобу, поданную ЗАО «СК КОРОЧА» в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 31 марта 2022 г. постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Белгородской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 января 2022 г. отменил и прекратил производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические обстоятельства дела, исходил из того, что доказательств, подтверждающих вмененные ЗАО «СК КОРОЧА» обстоятельства дела, материалы дела не содержат.

Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Белгородского областного суда решением от 16 мая 2022 г. оставил решение судьи районного суда без изменения.

В рассматриваемой жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Челединова М.А. указывает, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт совершения ЗАО «СК Короча» вмененного ему административного правонарушения, считает состоявшиеся по делу судебные акты незаконными.

Однако обжалуемые судебные акты по доводам жалобы не могут быть отменены.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.

Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.

Как усматривается из материалов дела, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения ЗАО «СК КОРОЧА» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, а производство по делу в отношении него прекращено, то возможность возобновления производства по данному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена. Обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о существенном нарушении норм материального и (или) процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении судьями районного и областного судов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Корочанского районного суда Белгородской области от 31 марта 2022 г. и решение судьи Белгородского областного суда от 16 мая 2022 г., вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «СВИНОКОМПЛЕКС КОРОЧА» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Белгородской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Челединовой М.А, – без удовлетворения.

Судья А.А. Кишаев