ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-527/2022 от 10.02.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-527/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 10 февраля 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток» Кириллова К.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - акционерное общество «Международный аэропорт Владивосток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО «Международный аэропорт Владивосток» Кириллов К.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы защитника АО «Международный аэропорт Владивосток» Кириллова К.А., представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.

В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно подпунктов 36, 38 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1605 от 5 октября 2020 года (далее – Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны:

обеспечивать своевременную и полную реализацию мер, предусмотренных планом обеспечения безопасности, в том числе: не допускать проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее части, в сектор свободного доступа, перевозочный и технологический секторы, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры;

выявлять и не допускать подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частях, в секторе свободного доступа, перевозочном и технологическом секторах, на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, на периметре внешней границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на участках пересечения границ частей и, указанных секторов зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

с использованием сертифицированных в соответствии с частью 8 статьи 12.2 Федерального закона технических систем и средств досмотра, установленных на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) части, обеспечить обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозку, а также перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра.

Как усматривается из материалов дела, Уведомлением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ международному аэропорту г. Владивосток (<адрес>) присвоена первая категория.

Заключениями Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждены оценка уязвимости и дополнительная оценка Аэропорта. Заключениями Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план обеспечения транспортной безопасности Аэропорта, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в план.

АО «Международный аэропорт Владивосток» является субъектом транспортной инфраструктуры.

13 и ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками УФСБ России по Приморскому краю проведены специальные комплексные занятия направленные на исследование эффективности системы мер по обеспечению антитеррористической и противодиверсионной защищенности ОТИ 1 категории - АО «Международный аэропорт Владивосток», расположенного по адресу: <адрес>.

По результатом проверки установлено, что, будучи привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО «Международный аэропорт Владивосток» повторно допустило нарушение подпунктов 36, 38 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1605 от 5 октября 2020 года.

Нарушения выразились в том, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 12 часов 30 минут до 15 часов 40 минут АО «Международный аэропорт Владивосток» допустило беспрепятственное проникновение условных террористов, имеющих при себе сертифицированный муляж самодельного взрывного устройства, которые осуществили подкоп под ограждение в зоне транспортной безопасности Аэропорта в районе рулежной дорожки, где установили условно самодельное взрывное устройство.

Также, ДД.ММ.ГГГГ в период с 7 часов 10 минут до 9 часов 40 минут АО «Международный аэропорт Владивосток» допущено беспрепятственное нахождение условного террориста в роли пассажира рейса АО «<данные изъяты>», который заявил о наличии у него при себе гладкоствольного оружия с патронами к нему, и после проверки на входе в здание аэровокзала сотрудниками ЛОП в аэропорте в 7 часов 10 минут, условный нарушитель бесконтрольно осуществлял движение по аэровокзальному комплексу с собранным в 8 часов 37 минут на 3 этаже АВК оружием марки МР-153, кал.12, с 40 патронами к нему, меняя свою дислокацию на 3-м, 2-м и 1-м этажах, демонстрировал наличие гладкоствольного собранного оружия с патронами до 9 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ, когда представился сменному начальнику службы авиационной безопасности об окончании специального комплексного занятия и условном уничтожении заложников в здании аэровокзального комплекса.

Таким образом, АО «Международный аэропорт Владивосток» 13 и ДД.ММ.ГГГГ допущено проникновение в зону транспортной безопасности условного сертифицированного муляжа самодельного взрывного устройства и условного террориста, которые не обнаружены и не идентифицированы.

Постановлением административного органа от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, и исполненным ДД.ММ.ГГГГ, АО «Международный аэропорт Владивосток» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде штрафа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Международный аэропорт Владивосток» к административной ответственности по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая судебные акты, судебные инстанции сочли, что АО «Международный аэропорт Владивосток» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы, деяние, совершенное АО «Международный аэропорт Владивосток» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой для строгого соблюдения действующих норм и правил, нарушило требования вышеуказанного законодательства, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении его к административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы, АО «Международный аэропорт Владивосток» законно и обоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку согласно части 3 статьи 12 Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также вопреки доводам жалобы, договор заключенный ДД.ММ.ГГГГ АО «Международный аэропорт Владивосток» с ФГКУ «УВО ВНГ России по Приморскому краю» на оказание услуг по охране периметра, не исключает обязанность общества по соблюдению требований транспортной безопасности, указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», подпунктов 36, 38 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1605 от 5 октября 2020 года.

Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу характера правонарушения и повышенной общественной опасности, не имеется.

Административное наказание назначено АО «Международный аэропорт Владивосток» в пределах санкции части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 названного Кодекса, с учетом характера, обстоятельств совершенного правонарушения, является справедливым, соразмерным тяжести совершенного правонарушения.

Постановление о привлечении АО «Международный аэропорт Владивосток» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Кириллова К.А. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко