КОПИЯ
Дело № 16-5283/2023
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 12 октября 2023 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу защитника Войтих Я.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №154 района Хорошево-Мневники г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №427 района Щукино г.Москвы от 20 марта 2023 года, решение судьи Хорошевского районного суда г.Москвы от 1 июня 2023 года вынесенные в отношении ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №154 района Хорошево-Мневники г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №427 района Щукино г.Москвы от 20 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хорошевского районного суда г.Москвы от 1 июня 2023 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без конфискации.
Защитник Войтих Я.Ю. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные акты за необоснованностью и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе с дополнениями, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об дминистративных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по указанной норме Кодекса послужили изложенные в судебных актах выводы о том, что 27 декабря 2022 года по адресу: <адрес> ФИО1 осуществила предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии) – произвела валютно-обменную операцию наличной иностранной валюты в сумме 200 долларов США на российские рубли.
С такими выводами судебных инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях предполагает наличие законных оснований для применения административного наказания и соблюдение установленного законом порядка привлечения в административной ответственности.
Из буквального толкования диспозиции части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективную сторону состава предусмотренного этой статьей административного правонарушения образует осуществление без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), только той деятельности, которая обладает признаками предпринимательской деятельности.
Положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующего отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, согласно статье 1 данного Федерального закона не могут применяться к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности кредитных организаций.
Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществила обмен 200 долларов США на российские рубли, не имея при этом лицензии на осуществление такой деятельности.
Правила валютного регулирования установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные ограничения устанавливаются только этим законом. Участникам валютных операций необходимо соблюдать валютные ограничения (правила и запреты), а также исполнять обязанности, установленные в целях валютного контроля. Они заключаются в требовании по ведению всех валютных операций на территории Российской Федерации через уполномоченные банки, в запрете на расчеты в иностранной валюте между резидентами.
В соответствии с пунктом 5 и подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 названного Федерального закона приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента иностранной валюты является валютной операцией.
Согласно статье 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относится купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. При этом в соответствии с частью 1 статьи 11 данного Федерального закона купля-продажа иностранной валюты производится только через уполномоченные банки.
В силу изложенного обмен валюты, минуя уполномоченный банк, в понимании означенных законов представляет собой незаконную валютную банковскую операцию путем приобретения у резидента валюты.
Ответственность за осуществление незаконных валютных операций установлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и общественные отношения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
В силу изложенного производство по делу подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Из имеющегося в материалах дела протокола осмотра места происшествия от 27 декабря 2022 года следует, что в ходе осмотра помещения - пункта обмена валют, расположенного по адресу: <адрес>, изъяты денежные средства в сумме 3 740 долларов США, 5 270 Евро, 1 098 250 рублей. При этом вопреки судебному решению изъятые денежные средства не являются ни предметом, ни орудием административного правонарушения, вмененного в вину ФИО1, и вообще не подлежали конфискации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №154 района Хорошево-Мневники г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №427 района Щукино г.Москвы от 20 марта 2023 года, решение судьи Хорошевского районного суда г.Москвы от 1 июня 2023 года, вынесенные в отношении ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изъятые денежные средства в сумме 3 740 долларов США, 5 270 Евро, 1 098 250 рублей, хранящиеся на специальном счете ГУ МВД России по г.Москве, а также иное имущество, обозначенное в резолютивной части №154 района Хорошево-Мневники г.Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №427 района Щукино г.Москвы от 20 марта 2023 года, возвратить ФИО1
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись М.А. Зюлин
КОПИЯ ВЕРНА,
судья