ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5297/2022 от 18.08.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 43МS0075-01-2022-002671-10

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5297/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу защитника Черемисинова Алексея Петровича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области от 22 апреля 2022 г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 9 июня 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного района г. Кирова Кировской области от 22 апреля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного судаг. Кирова Кировской области от 9 июня 2022 г., общество с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс» (далее – ООО «УК 25-Плюс», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Черемисинов А.П. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и прекратить производство по делу.

Одновременно защитник Черемисинов А.П. ходатайствует о восстановлении срока обжалования указанных актов.

Данное ходатайство рассмотрению не подлежит, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для обжалования вступивших в законную силу актов, состоявшихся по делу об административном правонарушении.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Из материалов дела следует, что в целях устранения нарушений и приведения деятельности ООО «УК 25-Плюс» в соответствие с обязательными требованиями действующего законодательства на основании акта проверки государственной жилищной инспекции Кировской области (далее – ГЖИ) от 17 декабря 2021 г. ООО «УК 25-Плюс» выдано предписание от 17 декабря 2021 г. .

Согласно предписанию от 17 декабря 2021 г. ООО «УК 25-Плюс» необходимо выполнить следующие мероприятия: устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в акте от 17 декабря 2021 г. , и представить заявителям (собственникам помещений № в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (далее - МКД)) реестр собственников помещений в МКД, соответствующий требованиям, установленным частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта «б» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 (далее - Правила ); предоставить в инспекцию отчет о выполнении всех предписанных мероприятий, с предоставлением документов, подтверждающих их исполнение (пункт 2 предписания).

Предписание от 17 декабря 2021 г. получено ООО «УК 25-Плюс» 27 декабря 2021 г. по юридическому адресу и 28 декабря 2021 г. по фактическому адресу согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами и , соответственно.

Срок исполнения пункта 1 предписания от 17 декабря 2021 г. - в течение одного месяца с момента получения, то есть до 27 января 2022 г.

Реестр собственников помещений МКД направлен ООО «УК 25-ПЛЮС» письмом собственникам помещений № в МКД 27 января 2022 г. Отчет об исполнении предписания от 17 декабря 2021 г. с прилагаемыми документами от ООО «УК 25-ПЛЮС» поступил в ГЖИ 28 января 2022 г. (реестр собственников помещений в МКД, документы, подтверждающие направление реестра собственникам помещений № в МКД).

Согласно реестру собственников помещений МКД и выпискам из ЕГРН на помещения в МКД, по состоянию на дату предоставления собственникам помещений № МКД данного реестра, установлено, что представленный ООО «УК 25-Плюс» реестр собственников помещений МКД содержит нарушение положений части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как реестр собственников помещений МКД не содержит сведения о размерах принадлежащих собственникам долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об исполнении требований предписания от 17 декабря 2021 г. не в полном объеме, то есть юридическое лицо ООО «УК 25-Плюс» допустило ненадлежащее выполнение в установленный срок до 28 января 2022 г. законного предписания ГЖИ Кировской области от 17 декабря 2021 г..

Таким образом, в установленный срок ООО «УК 25-Плюс» не надлежаще выполнило законное предписание должностного лица, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные доказательства оформлены должностными лицами в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона. Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «УК 25-Плюс» не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему исполнению предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства.

Вывод предыдущих судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения опровергаются объективными доказательствами, непосредственно исследованными судебными инстанциями.

Имеющие правовое значение доводы были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.

Доводы жалобы не опровергают наличие в действияхООО «УК 25-Плюс» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения ООО «УК 25-Плюс» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Вместе с тем имеются основания для внесения изменений в решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 9 июня 2022 г. в части указания порядка обжалования вынесенных по делу судебных актов.

В решении судья районного суда указал, что решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течении десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подач жалобы через Октябрьский районный суд г. Кирова.

Данное указание является ошибочным, поскольку возможность обжалования в указанном судьей порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, в связи с чем оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных актов установлен статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (абзац 6 пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 9 июня 2022 г. вступает в законную силу со дня его принятия и подлежит обжалованию в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если допущенные нарушения настоящего Кодекса могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, такое ошибочное указание судьей районного суда порядка обжалования решения подлежит замене на указание, что вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 9 июня 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс», изменить путем исключения из его резолютивной части сведения о том, что оно может быть обжаловано в Кировский областной суд в течении десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подач жалобы через Октябрьский районный суд г. Кирова, указав, что вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части решение судьи Октябрьского районного судаг. Кирова Кировской области от 9 июня 2022 г., а также постановление мирового судьи судебного участка № 80 Октябрьского судебного районаг. Кирова Кировской области от 22 апреля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс», оставить без изменения, жалобу защитника Черемисинова А.П., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «УК 25-Плюс», без удовлетворения.

Судья Р.А. Набиев

Постановление19.08.2022