ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5304/2021 от 17.09.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-5304/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 17 сентября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Саратовской области Минеева И.В. на вступившее в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 3 июня 2021 года, вынесенное в отношении Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера" (далее по тексту – АНО "Сфера", Организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка N8 Ленинского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г. Саратова, от 9 февраля 2021 года АНО "Сфера" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 3 июня 2021 года постановление мирового судьи судебного участка N8 Ленинского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г. Саратова, от 9 февраля 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте, поданном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Саратовской области просит отменить решение судьи районного суда, вынесенное в отношении АНО "Сфера" по делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

АНО "Сфера" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлена о подаче заместителем прокурора протеста, возражений на него не представила.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Как усматривается из материалов дела 25 сентября 2020 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в отношении АНО "Сфера" было вынесено предупреждение, согласно которому в срок до 16 ноября 2020 года в адрес Управления было необходимо представить информацию, подтверждающую прекращение предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, находящимся в управлении АНО "Сфера".

В связи с невыполнением предупреждения в установленный срок 11 января 2021 года Управлением возбуждено административное производство в отношении АНО "Сфера" и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи от 9 февраля 2021 года Организация признана виновной в совершении административного правонарушения и подвергнута штрафу.

Как следует из материалов дела на период вынесения предупреждения Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области действовало в соответствии с возложенными на него полномочиями при наличии данных о нарушении Организацией требований действующего законодательства в части осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с чем обязывало АНО "Сфера" представить в указанный срок информацию о прекращении осуществления указанной деятельности.

28 октября 2020 года Государственной жилищной инспекцией Саратовской области вынесен приказ N 162, которым был отменен пункт 3 приказа от 10 июля 2020 года N 114, бланк лицензии, выданный Автономной некоммерческой организацией по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса "Сфера", с серийным номером <данные изъяты> признан недействительным, в переоформлении ранее выданной лицензии отказано.

Решением Государственной жилищной инспекции Саратовской области N1780 от 28 октября 2020 года внесены изменения в реестр лицензий предпринимательской деятельности АНО "Сфера" и с 1 ноября 2020 года исключены сведения обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении АНО "Сфера".

Отменяя постановление мирового судьи судебного участка N8 Ленинского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г. Саратова, и прекращая производство по делу, судья Ленинского районного суда г.Саратова пришел к выводу об отсутствии в действиях Организации состава вмененного административного правонарушения, ссылаясь на положения части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации указав, что вне зависимости от причин, по которым прекращается право на управление многоквартирными домами, АНО "Сфера" обязана осуществлять управление домами до момента перехода по управлению к новой управляющей компании, поскольку в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня наступления названных обстоятельств, указанных частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Соответственно, у Организации отсутствовала возможность и обязанность выполнить предупреждение от 25 сентября 2020 года в указанные Управлением сроки.

Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, частями 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации определены случаи, при наличии которых орган государственного жилищного надзора принимает самостоятельное решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. Основания для таких решений связаны с фактами:

- назначения лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания органа ГЖН в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение двенадцати месяцев со дня выдачи предписания (часть 5);

- назначения лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания органа ГЖН об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение двенадцати месяцев со дня выдачи предписания (часть 5.1);

- совершения лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь такого нарушения лицензионных требований (часть 5.2);

- назначения в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза административного наказания за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок (часть 5.3);

- вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (часть 5.4).

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации согласно части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 данного кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 этого же кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 данного кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, положения части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие в том числе меры, направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов, распространяются на лицензиатов, в отношении которых органом государственного жилищного надзора принято решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Констатировав обязанность Организации продолжать осуществление возложенных на нее функций управляющей организации в отношении многоквартирных домов до наступления одного из поименованных в приведенной выше норме обстоятельств судьей районного суда не принято во внимание, что в рассматриваемом случае, что жилищной инспекцией решение в отношении АНО "Сфера" об исключении сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта Российской Федерации принято не по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, с выводами судьи районного суда с учетом вышеизложенной правовой позиции применительно к установленным обстоятельствам дела согласиться нельзя.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г.Саратова от 3 июня 2021 года, состоявшееся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении АНО "Сфера", не может быть признано законными и подлежит отмене.

Кроме того, подлежит отмене постановление мирового судьи судебного участка N8 Ленинского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г. Саратова, от 9 февраля 2021 года, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

проест протест первого заместителя прокурора Саратовской области Минеева И.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N8 Ленинского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г. Саратова, от 9 февраля 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Саратова, состоявшиеся в отношении АНО "Сфера" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья Г.К.Шамшутдинова