ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5306/2023 от 18.09.2023 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5306/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 18 сентября 2023 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Тыва ФИО4 на вступившее в законную силу решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г., вынесенное в отношении начальника МБУ «Центр культуры г. Кызыла» Тас-оола Родиона Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ,

установил:

14 сентября 2022 г. постановлением заместителя прокурора г. Кызыла Республики Тыва возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении начальника МБУ «Центр культуры г. Кызыла» Тас-оола Р.В. Дело направлено для рассмотрения по существу в УФАС по Республике Тыва.

16 сентября 2022 г. УФАС по Республике Тыва перенаправило дело для рассмотрения по подведомственности в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.

Определением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 22 сентября 2022 г. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также материалы возвращены в прокуратуру г. Кызыла Республики Тыва.

Заместителем прокурора г. Кызыла Республики Тыва принесен протест на определением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 22 сентября 2022 г., который был удовлетворен Кызылским городским судом Республики Тыва определением от 8 февраля 2023 г., материалы дела направлены в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва для рассмотрения по существу.

Руководитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва не согласившись с определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 февраля 2023 г., подал жалобу в Верховный суд Республики Тыва, по результатам рассмотрения которой 12 апреля 2023 г. вынесено решение об отмене указанного определения, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Решением Кызылского городского суду Республики Тыва от 1 июня 2023 г., оставлено без изменения определение руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 22 сентября 2022 г. о возвращении постановления от 14 сентября 2022 г. о возбуждении дела об административном правонарушении.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 29 июня 2023 г. протест заместителя прокурора города Кызыла Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г. возвращен без рассмотрения ввиду пропуска срока обжалования решения.

В протесте, поданном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Республики Тыва ФИО4 просит отменить решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г., возвратить дело на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Тас-оол Р.В. уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о принесении протеста, в установленный срок возражения на него не представил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

На основании ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Частью 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка исполнения МБУ «Центр культуры г. Кызыла» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

12 августа 2022 г. между МБУ «Центр культуры г. Кызыла» и <данные изъяты> заключен договор на организацию и проведение фейерверка ДД.ММ.ГГГГ стоимостью <данные изъяты> тыс. рублей.

В нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) для обоснования начальной (максимальной) цены контракта МБУ «Центр культуры г. Кызыла» использовано только одно коммерческое предложение от <данные изъяты>

Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цепы контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Постановлением заместителя прокурора г. Кызыла 14 сентября 2022 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении начальника МБУ «Центр культуры г. Кызыла» Тас-оола Р.В. Дело направлено для рассмотрения по существу в УФАС по Республике Тыва, которым 16 сентября 2022 г. дело перенаправлено в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва.

Определением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 22 сентября 2022 г. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также материалы возвращены в прокуратуру г. Кызыла.

Заместителем прокурора г. Кызыла принесен протест на определением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 22 сентября 2022 г., который был удовлетворен Кызылским городским судом Республики Тыва определением от 8 февраля 2023 г., материалы дела направлены в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва для рассмотрения по существу.

Руководитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва не согласившись с определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 8 февраля 2023 г., подал жалобу в Верховный суд Республики Тыва, по результатам рассмотрения которой, 12 апреля 2023 г. вынесено решение об отмене указанного определения, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г., оставлено без изменения определение руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 22 сентября 2022 г. о возвращении постановления от 14 сентября 2022 г. о возбуждении дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, как следует из доводов протеста и представленных материалов, состоявшееся по делу решение Кызылского городского суду Республики Тыва от 1 июня 2023 г. законным признать нельзя.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29.3 названного Кодекса, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий).

Рассматривать такие дела об административных правонарушениях от имени этого органа вправе должностные лица, перечисленные в части 2 указанной статьи.

Согласно ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29.3 названного Кодекса (в пределах своих полномочий).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.

Частью 1 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют, в частности, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок; органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 11 марта 2021 г. №111 «Об утверждении Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва и ее структуры» (далее – Положение) Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Тыва.

В силу п. 5 Положения Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва осуществляет внутренний государственный финансовый контроль, контроль в соответствии с ч. 8 ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ в отношении закупок для обеспечения государственных нужд Республики Тыва.

В соответствии с ч. 8 ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 данной статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен товара, работы, услуги.

В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва наделена полномочиями по контролю в сфере закупок обеспечения нужд Республики Тыва.

В силу п. 3 ч. 9 ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ, контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 данной статьи осуществляется органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Постановлением мэрии г. Кызыла от 23 ноября 2020 г. № 643 «Об уполномоченном органе муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» - на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» отдел внутреннего финансового контроля мэрии города Кызыла определен уполномоченным органом г. Кызыла на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд г. Кызыла.

В то же время в силу подп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 данной статьи, с учетом ч. 4 данной статьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения в том числе внеплановых проверок в отношении субъектов контроля при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 22 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Таким образом, исходя из вышеизложенных положений Федерального закона №44-ФЗ и ст. 23.7.1 КоАП РФ, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ отнесено к компетенции Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва. Рассмотрение таких дел не исключено и в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок по результатам прокурорской проверки.

Аналогичная позиция нашла свое отражение в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. № 18-АД18-49.

Кроме того, возврат протокола об административном правонарушении в связи с не подведомственностью Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен.

В соответствии с п. 1 ст. 29.1, ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.

Если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

Таким образом, руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва допущено существенное нарушение требований процессуального законодательства в части рассмотрения вопроса подведомственности.

Приведенные выше положения судьей городского суда при вынесении решения учтены не были, все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены.

Изложенное свидетельствует о существенном нарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении требований ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г. вынесенное в отношении начальника МБУ «Центр культуры г. Кызыла» Тас-оола Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

протест первого заместителя прокурора Республики Тыва ФИО4 удовлетворить.

Решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 1 июня 2023 г., вынесенное в отношении начальника МБУ «Центр культуры г. Кызыла» Тас-оола Родиона Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья А.А. Галлингер